СМИ во время войны

Галина БОЛСУН, доцент кафедры истории России исторического факультета БГУ, кандидат исторических наук:

Галина БОЛСУН, доцент кафедры истории России исторического факультета БГУ, кандидат исторических наук:

– Последние события на Ближнем Востоке, в Ливии, в Украине показали огромную значимость информационных кампаний в подготовке массовых протестных акций и в конечном итоге в процессе смены власти. В связи с этим исследование опыта пропагандистской борьбы противоборствующих сторон в годы Великой Отечественной войны имеет колоссальное прикладное значение для современной Беларуси и России.

В советское время была выработана система пропагандистской работы, доказавшая свою эффективность и результативность в тяжелейшие годы войны. На государственном уровне принимались системные решения информационной политики, что позволило Советскому союзу выиграть пропагандистскую схватку с противником. Изучение этого опыта может оказать существенную помощь в выработке системы идеологической и информационной политики России и Беларуси на современном этапе.

Победа никогда не приходит сама, ее завоевывают в жесточайшей борьбе. Однако ход и исход войны обусловлены не только техническим совершенством вооружения, но и моральным состоянием народа и его армии. Размах пропагандисткой борьбы в годы войны, создание специальных служб для ведения этой работы, подготовка кадров, огромные материальные средства, выделяемые каждой из противоборствующих сторон, позволяют констатировать, что пропагандистский фронт являлся важной составной частью Великой Отечественной войны. Советскому союзу противостоял мощный противник. В 1933 году в нацистской Германии впервые в мире было создано министерство пропаганды. Нацисты уделяли колоссальное внимание идеологической подготовке немцев к войне. В 1941 году они создали мощный разветвленный аппарат агитационной работы на оккупированных территориях, наладив в кратчайшие сроки выпуск газет и журналов, работу радиостанций, выставок и кино.

Однако уже зимой 1941 года в сообщениях отдела пропаганды «Остланд» неоднократно встречаются заявления немцев о том, что эффективность немецкой пропаганды среди населения оккупированных областей  значительно ниже советской.  Более того, на совещании окружных комиссаров, начальников главных отделов ГКБ, состоявшемся в Минске 8–10 апреля 1943 года, В. Кубе подчеркнул, что в обучении, воспитании и в вопросах культуры мы не должны отстать от большевизма, иначе вся наша пропаганда не будет иметь никакого смысла.

Одним из основных направлений агитационной работы на протяжении всего периода Великой Отечественной войны был анализ хода военных действий. В 1941 году фашисты стремились показать лавинообразный характер победоносного шествия вермахта по территории СССР. Населению занятых областей представляли начавшуюся войну как освободительную миссию Германии.

Можно констатировать, что Великая Отечественная война 1941–1945 годов вошла в историю не только как беспрецедентное по размаху и ожесточенности военное противоборство Советского Союза и нацистской Германии. Это была война двух идеологий, двух непримиримых мировоззрений, проводниками которых являлась пропаганда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter