Смерть в Венеции

Следуя за провокационной мыслью английского кинорежиссера и художника мистера Гринуэя, хочу со «смертью» кинематографа констатировать и «кончину» кинофестивалей...
Следуя за провокационной мыслью английского кинорежиссера и художника мистера Гринуэя, хочу со «смертью» кинематографа констатировать и «кончину» кинофестивалей. На только что завершившемся форуме в Венеции, равно как и на предшествующих — в Каннах и Берлине, даже не заглядывая в программу, можно легко предположить, какого сорта современное кино будет господствовать на европейском смотре. Так как все фестивальное кино сегодня делится на три категории: утопическое, реалистическое и азиатское.

Свежий ветер Востока

63–й Венецианский фестиваль завершился победой в основных конкурсах кинематографа стран Азии и Африки. Главную статуэтку — «Золотого льва» — китайскому режиссеру Цзя Чжанкэ вручала председатель жюри Катрин Денев со словами: «Нас убедили и растрогали красота съемок и сильный неполитизированный сюжет китайского фильма «Натюрморт».

Картина Чжанкэ стала девятым за последние 17 лет восточным фильмом, удостоенным главного приза Венецианского фестиваля. Семимильными шагами современный кинематограф движется на Восток, об этом свидетельствует череда триумфов азиатских режиссеров на старейших европейских кинофэстах. В своих попытках соединить слово и изображение восточные режиссеры, подобно специалистам каллиграфии, всегда в качестве замысла сначала имеют перед собой образ, для них и написанный сценарий — это прежде всего образ. Впрочем, здесь в рассказе о триумфе Венеции я поставлю точку. Подробности вы узнаете из материала коллеги Инессы Плескачевской.

«Основано на реальных событиях»

Европейские и американские режиссеры, кажется, пытаются свести все многообразие кинематографического искусства к примитивной телевизионной истории. В Венеции этот тезис подтвердили конкурсные ленты «Черная книга» Пола Верховена с подробностями реквизита и костюмов гестаповских палачей. Подробно изучал платья голливудских кинозвезд полувековой давности Брайн Де Пальма в «Черной орхидее» и его коллега Ален Колтер в картине «Голливудленд». Режиссер Эмилио Эстевес снял оду «Бобби», посвященную пистолету, из которого застрелили сенатора Роберта Ф.Кеннеди. «Мерседес», на котором разбилась принцесса Диана, стал фетишем картины «Королева» Стивена Фрирза. Да, Голливуд сильно увлечен «тайными историями», снятыми в духе оперативной хроники. В «Королеве» Фрирза, снискавшей любовь венецианской публики, речь идет о том, как только что избранный и очень шустрый премьер–министр Тони Блэр помогает королеве Елизавете Второй вернуть расположение своего народа, связь с которым опасно нарушилась после смерти принцессы Дианы. Фильм дал возможность блеснуть Хелен Миррен — настоящей британской королеве экрана (она же Елена Миронова — по фамилии своих русских предков). Когда известный московский критик поздравил Хелен Миррен с победой и напомнил о ее недавнем визите в Москву, Хелен оживилась и сказала: «Вот так, теперь русские играют английских королев!»

Картины–утопии

Хуже других зрители встречали картины западных режиссеров, которые вдруг решили поиграть в метафизику. Альфонсо Куарон в Венеции выступил с фильмом о том, как человечество в 2027 году вымирает от бесплодия и нелегальной иммиграции («Сыны человеческие»). Он не получил ничего, зато операторской наградой отмечен мексиканец Эммануэль Любецки, работавший с Альфонсо Куароном. Разочаровал публику американский вундеркинд Даррен Аронофски с притчей о поисках секрета вечной жизни на вершине ацтекской пирамиды («Фонтан»). Кстати, исполнитель главной роли в «Фонтане» Хью Джекман в Венецию решил не приезжать вовсе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter