Смерть без правил...

После завершения полевых работ сельскохозяйственную технику необходимо поставить на хранение, выполнив определенный ремонт. К сожалению, при этом происходят случаи травматизма работников — в основном из-за нарушений правил охраны труда и техники безопасности, приводящих к несчастным случаям, иногда со смертельным исходом. Например, не так давно в СПК «Красная Армия» Рогачевского района при погрузке оборудования на тракторный прицеп слесарь выпал из него и получил смертельную рану; в СПК «Бородичи» Зельвенского района механизатор выпрыгнул из кузова движущегося автомобиля ЗИЛ-130, упал на асфальт и разбился; в СПК «Принеманский» Новогрудского района слесарь получил смертельную травму в результате поражения электрическим током; в ОАО «Райпромтехнадзор» Костюковичского района слесарь-сантехник, монтируя канализационные сети, получил смертельную травму при обрушении грунта…

Нужно работать так, чтобы во время ремонта техники и постановки ее на хранение не пострадали люди.

После завершения полевых работ сельскохозяйственную технику необходимо поставить на хранение, выполнив определенный ремонт. К сожалению, при этом происходят случаи травматизма работников — в основном из-за нарушений правил охраны труда и техники безопасности, приводящих к несчастным случаям, иногда со смертельным исходом. Например, не так давно в СПК «Красная Армия» Рогачевского района при погрузке оборудования на тракторный прицеп слесарь выпал из него и получил смертельную рану; в СПК «Бородичи» Зельвенского района механизатор выпрыгнул из кузова движущегося автомобиля ЗИЛ-130, упал на асфальт и разбился; в СПК «Принеманский» Новогрудского района слесарь получил смертельную травму в результате поражения электрическим током; в ОАО «Райпромтехнадзор» Костюковичского района слесарь-сантехник, монтируя канализационные сети, получил смертельную травму при обрушении грунта…

Подобных случаев в республике немало. Они говорят о том, что далеко не везде и не всегда в сельском хозяйстве выполняются требования, изложенные в «Правилах по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования». Хотелось бы напомнить некоторые из них. Например, при ремонте и техническом обслуживании машинно-тракторных агрегатов в полевых условиях следует:

не допускать обслуживания и ремонт тракторов, комбайнов и самоходных машин, находящихся в движении;

следить за исправным состоянием передвижных средств технического обслуживания и оборудования, а также за наличием и исправностью всех предусмотренных правилами техники безопасности предохранительных устройств, ограждений и средств индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасные условия труда на соответствующем участке работы;

определять безопасные маршруты движения передвижных средств технического обслуживания к месту работы.

Техническое обслуживание машин в полевых условиях нужно проводить в светлое время суток. Допускается выполнение этой работы и ночью, но при условии достаточного искусственного освещения и при наличии не менее двух работников.

Все операции технического обслуживания, за исключением, оговариваемых заводскими инструкциями по эксплуатации, выполняются при остановленной машине, неработающем двигателе и выключенном вале отбора мощности.

При техническом обслуживании навесные машины и орудия опускаются на землю, педаль тормоза трактора устанавливается в заторможенное положение и блокируется защелкой.

Во время ремонта и технического обслуживания в полевых условиях запрещается:

  • работать с неисправной лебедкой грузоподъемного устройства;
  • устанавливать и перевозить в кузове мастерской ацетиленовые генераторы в заряженном состоянии;
  •  вносить изменения в схемы электрооборудования мастерской;
  •  пользоваться открытым огнем в мастерской;
  • откручивать и подтягивать штуцера и накидные гайки маслопроводов и шлангов при поднятом сельскохозяйственном орудии, а также при работающем двигателе;
  • пользоваться случайными подставками;
  • находиться в зоне воздушного потока измельчителей во время прокрутки отдельных узлов и механизмов комбайнов;
  • работать на заправочном агрегате, если нет заземления и предусмотренных средств пожаротушения;
  • отходить от заправочного агрегата до окончания заполнения его емкостей нефтепродуктами, а также до окончания заправки обслуживаемой машины;
  • снимать крышку бункера солидолонагнетателя, не убедившись в отсутствии в нем избыточного давления;
  • применять канаты, тросы и цепи, не прошедшие испытаний, для буксировки неисправных машин и орудий;
  • сливать горячую воду и масла из систем при работающем двигателе.

В передвижной ремонтной мастерской допускается:

  • перевозить газовые баллоны, установленные и закрепленные специальным приспособлением;
  • перевозить ацетиленовый генератор в очищенном и закрепленном состоянии.

При ремонте и техническом обслуживании техники в стационарных условиях необходимо:

  • разрешать установку машин на осмотровую канаву или подъемную платформу трактористу (водителю) или специально выделенным для этой операции работникам под руководством мастера или другого руководителя;
  • при обслуживании машин на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте его управления вывешивается табличка с надписью «Не включать! Под машиной работают люди»;
  • при ремонте и обслуживании машин с высоким расположением узлов и деталей работники должны быть обеспечены подмостями, специальными подставками. Применять приставные лестницы запрещается.
  • 

Снимать, транспортировать, устанавливать узлы и агрегаты массой более 15 кг нужно при помощи подъемно-транспортных механизмов.

Выполняя техническое обслуживание машин, требующих работы двигателя, выхлопная труба должна быть присоединена к вытяжным устройствам, а если их нет, следует интенсивно проветривать помещение, чтобы удалить отработанные газы.

    Во время ремонта и технического обслуживания в стационарных условиях запрещается:
  • выполнять какие-либо работы на машине, вывешенной только на подъемных механизмах (домкратах или талях);
  • устанавливать машину на случайные предметы вместо специальных подставок;
  • снимать и ставить рессоры на машинах (прицепах) всех конструкций и модификаций без надежных подставок;
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты и узлы при зачаливании их тросом или канатами без специальных захватов.

Устанавливать машины на хранение нужно под руководством ответственного работника, назначенного нанимателем.

При подготовке машин к хранению, их осмотре и техническом обслуживании, а также агрегатов, оборудования, узлов и деталей в период хранения и во время снятия с хранения должно быть обеспечено выполнение соответствующих разделов Правил.

Площадки хранения машин должны иметь ровную горизонтальную или с незначительным уклоном прочную поверхность, водоотводные каналы и снегозащитные устройства, а также место для хранения средств противопожарной защиты.

Размещение машин в местах хранения должно обеспечивать безопасные въезд и выезд, осмотр и проведение технических уходов.

Временные стоянки машин в полевых условиях допускаются на специально отведенных площадках, не ближе 20 м от построек, стогов соломы (сена), посевов и линий электропередачи. Площадка должна быть очищена от стерни, сухой травы и опахана полосой шириной не менее 3 м.

На стоянках запрещается курение, разведение костров и выполнение ремонтных работ, связанных с применением открытого огня.

При постановке машин на хранение должны быть приняты меры по предотвращению их самопроизвольного опрокидывания или их смещения. Рычаги коробки перемены передач тракторов, комбайнов и другой самоходной техники следует переводить в нейтральное положение, а педали, рычаги и другие органы механизмов управления — в выключенное.

В местах хранения машин запрещается:

  • въезд машин, не прошедших очистку, мойку, а при необходимости и санитарную обработку;
  • очистка машин от растительных остатков;
  • мытье и протирка бензином деталей и агрегатов, а также рук и одежды;
  • хранение топлива (бензина, дизельного топлива) в баках машин;
  • ремонт машин.

Только соблюдая требования по охране труда при ремонте и постановке техники на хранение можно избежать несчастных случаев.

Игнатий ПИУНОВСКИЙ, главный научный сотрудник РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства», доктор технических наук, профессор

 

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?