Смерть без правил...

После завершения полевых работ сельскохозяйственную технику необходимо поставить на хранение, выполнив определенный ремонт. К сожалению, при этом происходят случаи травматизма работников — в основном из-за нарушений правил охраны труда и техники безопасности, приводящих к несчастным случаям, иногда со смертельным исходом. Например, не так давно в СПК «Красная Армия» Рогачевского района при погрузке оборудования на тракторный прицеп слесарь выпал из него и получил смертельную рану; в СПК «Бородичи» Зельвенского района механизатор выпрыгнул из кузова движущегося автомобиля ЗИЛ-130, упал на асфальт и разбился; в СПК «Принеманский» Новогрудского района слесарь получил смертельную травму в результате поражения электрическим током; в ОАО «Райпромтехнадзор» Костюковичского района слесарь-сантехник, монтируя канализационные сети, получил смертельную травму при обрушении грунта…

Нужно работать так, чтобы во время ремонта техники и постановки ее на хранение не пострадали люди.

После завершения полевых работ сельскохозяйственную технику необходимо поставить на хранение, выполнив определенный ремонт. К сожалению, при этом происходят случаи травматизма работников — в основном из-за нарушений правил охраны труда и техники безопасности, приводящих к несчастным случаям, иногда со смертельным исходом. Например, не так давно в СПК «Красная Армия» Рогачевского района при погрузке оборудования на тракторный прицеп слесарь выпал из него и получил смертельную рану; в СПК «Бородичи» Зельвенского района механизатор выпрыгнул из кузова движущегося автомобиля ЗИЛ-130, упал на асфальт и разбился; в СПК «Принеманский» Новогрудского района слесарь получил смертельную травму в результате поражения электрическим током; в ОАО «Райпромтехнадзор» Костюковичского района слесарь-сантехник, монтируя канализационные сети, получил смертельную травму при обрушении грунта…

Подобных случаев в республике немало. Они говорят о том, что далеко не везде и не всегда в сельском хозяйстве выполняются требования, изложенные в «Правилах по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования». Хотелось бы напомнить некоторые из них. Например, при ремонте и техническом обслуживании машинно-тракторных агрегатов в полевых условиях следует:

не допускать обслуживания и ремонт тракторов, комбайнов и самоходных машин, находящихся в движении;

следить за исправным состоянием передвижных средств технического обслуживания и оборудования, а также за наличием и исправностью всех предусмотренных правилами техники безопасности предохранительных устройств, ограждений и средств индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасные условия труда на соответствующем участке работы;

определять безопасные маршруты движения передвижных средств технического обслуживания к месту работы.

Техническое обслуживание машин в полевых условиях нужно проводить в светлое время суток. Допускается выполнение этой работы и ночью, но при условии достаточного искусственного освещения и при наличии не менее двух работников.

Все операции технического обслуживания, за исключением, оговариваемых заводскими инструкциями по эксплуатации, выполняются при остановленной машине, неработающем двигателе и выключенном вале отбора мощности.

При техническом обслуживании навесные машины и орудия опускаются на землю, педаль тормоза трактора устанавливается в заторможенное положение и блокируется защелкой.

Во время ремонта и технического обслуживания в полевых условиях запрещается:

  • работать с неисправной лебедкой грузоподъемного устройства;
  • устанавливать и перевозить в кузове мастерской ацетиленовые генераторы в заряженном состоянии;
  •  вносить изменения в схемы электрооборудования мастерской;
  •  пользоваться открытым огнем в мастерской;
  • откручивать и подтягивать штуцера и накидные гайки маслопроводов и шлангов при поднятом сельскохозяйственном орудии, а также при работающем двигателе;
  • пользоваться случайными подставками;
  • находиться в зоне воздушного потока измельчителей во время прокрутки отдельных узлов и механизмов комбайнов;
  • работать на заправочном агрегате, если нет заземления и предусмотренных средств пожаротушения;
  • отходить от заправочного агрегата до окончания заполнения его емкостей нефтепродуктами, а также до окончания заправки обслуживаемой машины;
  • снимать крышку бункера солидолонагнетателя, не убедившись в отсутствии в нем избыточного давления;
  • применять канаты, тросы и цепи, не прошедшие испытаний, для буксировки неисправных машин и орудий;
  • сливать горячую воду и масла из систем при работающем двигателе.

В передвижной ремонтной мастерской допускается:

  • перевозить газовые баллоны, установленные и закрепленные специальным приспособлением;
  • перевозить ацетиленовый генератор в очищенном и закрепленном состоянии.

При ремонте и техническом обслуживании техники в стационарных условиях необходимо:

  • разрешать установку машин на осмотровую канаву или подъемную платформу трактористу (водителю) или специально выделенным для этой операции работникам под руководством мастера или другого руководителя;
  • при обслуживании машин на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте его управления вывешивается табличка с надписью «Не включать! Под машиной работают люди»;
  • при ремонте и обслуживании машин с высоким расположением узлов и деталей работники должны быть обеспечены подмостями, специальными подставками. Применять приставные лестницы запрещается.
  • 

Снимать, транспортировать, устанавливать узлы и агрегаты массой более 15 кг нужно при помощи подъемно-транспортных механизмов.

Выполняя техническое обслуживание машин, требующих работы двигателя, выхлопная труба должна быть присоединена к вытяжным устройствам, а если их нет, следует интенсивно проветривать помещение, чтобы удалить отработанные газы.

    Во время ремонта и технического обслуживания в стационарных условиях запрещается:
  • выполнять какие-либо работы на машине, вывешенной только на подъемных механизмах (домкратах или талях);
  • устанавливать машину на случайные предметы вместо специальных подставок;
  • снимать и ставить рессоры на машинах (прицепах) всех конструкций и модификаций без надежных подставок;
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты и узлы при зачаливании их тросом или канатами без специальных захватов.

Устанавливать машины на хранение нужно под руководством ответственного работника, назначенного нанимателем.

При подготовке машин к хранению, их осмотре и техническом обслуживании, а также агрегатов, оборудования, узлов и деталей в период хранения и во время снятия с хранения должно быть обеспечено выполнение соответствующих разделов Правил.

Площадки хранения машин должны иметь ровную горизонтальную или с незначительным уклоном прочную поверхность, водоотводные каналы и снегозащитные устройства, а также место для хранения средств противопожарной защиты.

Размещение машин в местах хранения должно обеспечивать безопасные въезд и выезд, осмотр и проведение технических уходов.

Временные стоянки машин в полевых условиях допускаются на специально отведенных площадках, не ближе 20 м от построек, стогов соломы (сена), посевов и линий электропередачи. Площадка должна быть очищена от стерни, сухой травы и опахана полосой шириной не менее 3 м.

На стоянках запрещается курение, разведение костров и выполнение ремонтных работ, связанных с применением открытого огня.

При постановке машин на хранение должны быть приняты меры по предотвращению их самопроизвольного опрокидывания или их смещения. Рычаги коробки перемены передач тракторов, комбайнов и другой самоходной техники следует переводить в нейтральное положение, а педали, рычаги и другие органы механизмов управления — в выключенное.

В местах хранения машин запрещается:

  • въезд машин, не прошедших очистку, мойку, а при необходимости и санитарную обработку;
  • очистка машин от растительных остатков;
  • мытье и протирка бензином деталей и агрегатов, а также рук и одежды;
  • хранение топлива (бензина, дизельного топлива) в баках машин;
  • ремонт машин.

Только соблюдая требования по охране труда при ремонте и постановке техники на хранение можно избежать несчастных случаев.

Игнатий ПИУНОВСКИЙ, главный научный сотрудник РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства», доктор технических наук, профессор

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?