Нужно работать так, чтобы во время ремонта техники и постановки ее на хранение не пострадали люди.
После завершения полевых работ сельскохозяйственную технику необходимо поставить на хранение, выполнив определенный ремонт. К сожалению, при этом происходят случаи травматизма работников — в основном из-за нарушений правил охраны труда и техники безопасности, приводящих к несчастным случаям, иногда со смертельным исходом. Например, не так давно в СПК «Красная Армия» Рогачевского района при погрузке оборудования на тракторный прицеп слесарь выпал из него и получил смертельную рану; в СПК «Бородичи» Зельвенского района механизатор выпрыгнул из кузова движущегося автомобиля ЗИЛ-130, упал на асфальт и разбился; в СПК «Принеманский» Новогрудского района слесарь получил смертельную травму в результате поражения электрическим током; в ОАО «Райпромтехнадзор» Костюковичского района слесарь-сантехник, монтируя канализационные сети, получил смертельную травму при обрушении грунта…
Подобных случаев в республике немало. Они говорят о том, что далеко не везде и не всегда в сельском хозяйстве выполняются требования, изложенные в «Правилах по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования». Хотелось бы напомнить некоторые из них. Например, при ремонте и техническом обслуживании машинно-тракторных агрегатов в полевых условиях следует:
не допускать обслуживания и ремонт тракторов, комбайнов и самоходных машин, находящихся в движении;
следить за исправным состоянием передвижных средств технического обслуживания и оборудования, а также за наличием и исправностью всех предусмотренных правилами техники безопасности предохранительных устройств, ограждений и средств индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасные условия труда на соответствующем участке работы;
определять безопасные маршруты движения передвижных средств технического обслуживания к месту работы.
Техническое обслуживание машин в полевых условиях нужно проводить в светлое время суток. Допускается выполнение этой работы и ночью, но при условии достаточного искусственного освещения и при наличии не менее двух работников.
Все операции технического обслуживания, за исключением, оговариваемых заводскими инструкциями по эксплуатации, выполняются при остановленной машине, неработающем двигателе и выключенном вале отбора мощности.
При техническом обслуживании навесные машины и орудия опускаются на землю, педаль тормоза трактора устанавливается в заторможенное положение и блокируется защелкой.
Во время ремонта и технического обслуживания в полевых условиях запрещается:
- работать с неисправной лебедкой грузоподъемного устройства;
- устанавливать и перевозить в кузове мастерской ацетиленовые генераторы в заряженном состоянии;
- вносить изменения в схемы электрооборудования мастерской;
- пользоваться открытым огнем в мастерской;
- откручивать и подтягивать штуцера и накидные гайки маслопроводов и шлангов при поднятом сельскохозяйственном орудии, а также при работающем двигателе;
- пользоваться случайными подставками;
- находиться в зоне воздушного потока измельчителей во время прокрутки отдельных узлов и механизмов комбайнов;
- работать на заправочном агрегате, если нет заземления и предусмотренных средств пожаротушения;
- отходить от заправочного агрегата до окончания заполнения его емкостей нефтепродуктами, а также до окончания заправки обслуживаемой машины;
- снимать крышку бункера солидолонагнетателя, не убедившись в отсутствии в нем избыточного давления;
- применять канаты, тросы и цепи, не прошедшие испытаний, для буксировки неисправных машин и орудий;
- сливать горячую воду и масла из систем при работающем двигателе.
В передвижной ремонтной мастерской допускается:
- перевозить газовые баллоны, установленные и закрепленные специальным приспособлением;
- перевозить ацетиленовый генератор в очищенном и закрепленном состоянии.
При ремонте и техническом обслуживании техники в стационарных условиях необходимо:
- разрешать установку машин на осмотровую канаву или подъемную платформу трактористу (водителю) или специально выделенным для этой операции работникам под руководством мастера или другого руководителя;
- при обслуживании машин на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте его управления вывешивается табличка с надписью «Не включать! Под машиной работают люди»;
- при ремонте и обслуживании машин с высоким расположением узлов и деталей работники должны быть обеспечены подмостями, специальными подставками. Применять приставные лестницы запрещается.
Снимать, транспортировать, устанавливать узлы и агрегаты массой более 15 кг нужно при помощи подъемно-транспортных механизмов.
Выполняя техническое обслуживание машин, требующих работы двигателя, выхлопная труба должна быть присоединена к вытяжным устройствам, а если их нет, следует интенсивно проветривать помещение, чтобы удалить отработанные газы.
-
Во время ремонта и технического обслуживания в стационарных условиях запрещается:
- выполнять какие-либо работы на машине, вывешенной только на подъемных механизмах (домкратах или талях);
- устанавливать машину на случайные предметы вместо специальных подставок;
- снимать и ставить рессоры на машинах (прицепах) всех конструкций и модификаций без надежных подставок;
- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты и узлы при зачаливании их тросом или канатами без специальных захватов.
Устанавливать машины на хранение нужно под руководством ответственного работника, назначенного нанимателем.
При подготовке машин к хранению, их осмотре и техническом обслуживании, а также агрегатов, оборудования, узлов и деталей в период хранения и во время снятия с хранения должно быть обеспечено выполнение соответствующих разделов Правил.
Площадки хранения машин должны иметь ровную горизонтальную или с незначительным уклоном прочную поверхность, водоотводные каналы и снегозащитные устройства, а также место для хранения средств противопожарной защиты.
Размещение машин в местах хранения должно обеспечивать безопасные въезд и выезд, осмотр и проведение технических уходов.
Временные стоянки машин в полевых условиях допускаются на специально отведенных площадках, не ближе 20 м от построек, стогов соломы (сена), посевов и линий электропередачи. Площадка должна быть очищена от стерни, сухой травы и опахана полосой шириной не менее 3 м.
На стоянках запрещается курение, разведение костров и выполнение ремонтных работ, связанных с применением открытого огня.
При постановке машин на хранение должны быть приняты меры по предотвращению их самопроизвольного опрокидывания или их смещения. Рычаги коробки перемены передач тракторов, комбайнов и другой самоходной техники следует переводить в нейтральное положение, а педали, рычаги и другие органы механизмов управления — в выключенное.
В местах хранения машин запрещается:
- въезд машин, не прошедших очистку, мойку, а при необходимости и санитарную обработку;
- очистка машин от растительных остатков;
- мытье и протирка бензином деталей и агрегатов, а также рук и одежды;
- хранение топлива (бензина, дизельного топлива) в баках машин;
- ремонт машин.
Только соблюдая требования по охране труда при ремонте и постановке техники на хранение можно избежать несчастных случаев.
Игнатий ПИУНОВСКИЙ, главный научный сотрудник РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства», доктор технических наук, профессор