Смена водительского удостоверения: когда исчезнут очереди?

В одном из февральских номеров «Знаменка» писала, что в Минске выстраиваются очереди из желающих получить водительское удостоверение европейского образца. Спустя месяц в редакцию пришло письмо от минчанина Андрея, который рассказывал, что и сегодня очередь не рассосалась.

В одном из февральских номеров «Знаменка» писала, что в Минске выстраиваются очереди из желающих получить водительское удостоверение европейского образца. Спустя месяц в редакцию пришло письмо от минчанина Андрея, который рассказывал, что и сегодня очередь не рассосалась. «Чтобы поменять права в межрайонном регистрационном отделе (МРО) ГАИ на столичном рынке Смена водительского удостоверения: когда исчезнут очереди? фото«Ждановичи», протолкался там целый день, – говорит в своем письме автовладелец. – Талоны в электронном терминале разбирают, как только открывается МРО. Но даже если удастся получить билет, радоваться рано: нужно еще пометаться в поисках бланка заявления, постоять в очереди, чтобы отдать его работнику МРО, отыскать банк, в котором можно произвести оплату без комиссионного сбора». Чтобы проверить, так ли происходит все на самом деле, корреспондент «Знаменки» отправилась за новым водительским удостоверением в МРО ГАИ на «Ждановичи».

 

«Очередь временно не обслуживается»


Прибыв к началу рабочего дня, я оказалась далеко не первой, а примерно триста пятидесятой. Скорее всего, эти люди не для обмена водительского удостоверения сюда пришли, наверное, они будут оформлять авто, и стоят не в моей очереди – такой мыслью успокаиваю себя я. В регистрационном отделе – современная система «электронной» очереди. Вначале обрадовалась: сейчас нажму волшебную кнопочку, получу талон и буду ожидать на диване. Но не тут-то было: терминал, выдающий номера, ответил: «Извините, очередь временно не обслуживается».


Заметив мое недоумение, мужчины с талончиками стали объяснять: «Ну а что вы удивляетесь, мы сюда за полтора часа до начала рабочего дня приехали. Номера разобрали за первые семь минут, вы не первая, кому их не хватило. Сотрудники отделения обещали, что после обеда, возможно, появятся резервные 50 талонов».


Свой билет я получила после полудня. Пять часов ожидания были еще цветочками по сравнению с тем, что мне предстояло. В талоне, который выдал электронный терминал, было написано, что мне нужно будет пройти в окошко № 32. Чтобы не стоять в очередях понапрасну, решила уточнить у сотрудницы МРО, в каком порядке следует выполнять процедуры, и получила конкретный ответ: «Оформляете заявление в окошке №32, фотографируетесь, оплачиваете в сберкассе «Евробанка» 17 500 рублей за выдачу в/у, 2800 рублей за оформление заявления, 1400 рублей за компьютерные услуги». Приблизительно через два часа ожидания над окошком загорелся номер моего билета. Обрадовавшись, я подошла к нему и заметила, что заявление здесь оформляет некое ОДО «Интер-авто» и берет за эту процедуру дополнительно 15 тысяч рублей. За эти деньги любезная сотрудница организации готова была заполнить за меня бланк заявления. Но поскольку лишних денег у меня не было, я решила отказаться от услуг частной компании и вписать свое имя, паспортные данные и другую персональную информацию в бланк самостоятельно. Когда же я спросила работницу «Интер-авто», могу ли я сама выполнить эту процедуру, та раздраженно ответила, что это возможно, если найду чистый бланк или хотя бы образец, чтобы написать заявление на обычном листе бумаги.


Я обошла весь зал. Узнала, что нужно делать, если я хочу переоформить авто, купить или продать его, но заявление на обмен прав так и не нашла. Пришлось возвратиться к окошку с вопросом:


– Где все же можно взять бланк заявления?


– Все вопросы к ГАИ, это их работа вас ими обеспечивать. Моя задача – помогать вам их оформлять за определенную плату, – ответила девушка.

 

Платят те, кто ленится искать?


Найти бланк было уже делом принципа, я настойчиво продолжила поиски. Решила спросить у мужчин, стоявших рядом, где они раздобыли бланки. Почти все сказали, что заплатили за них в 32-м окне и не стали искать образец для самостоятельного заполнения. Хорошо, конечно, когда сервис так хорошо развит, и тех, у кого есть лишние деньги, избавляют от бумажной волокиты за определенную плату. Но ведь и тех, кто не хочет доплачивать, нельзя лишать возможности самостоятельно заполнить бланк. Сервис компании «Интер-авто» явно навязан, ведь электронный терминал настроен таким образом, что каждого, кто нажимает кнопку «Обмен прав», он первым делом отправляет в эту компанию.


Когда я стала объяснять автомобилистам, что 15 тысяч за бланк можно было не платить, несколько возмущенных мужчин присоединились к моим поискам. Один из них заметил на информационном стенде приклеенную скотчем на уровне колен затертую бумажку, на которой было написано, что желающие заполнить заявление от руки могут обращаться в окошко «Прием документов». Отстояв часовую очередь туда, прошу предоставить бланк и интересуюсь, почему за его оформление в окне № 32 нужно платить дополнительно.


– ГАИ денег с автовладельцев не берет, – объясняет сотрудница МРО. – Как видите, выдаем бланки бесплатно тем, кто просит. Ну а те, кто ленится их искать и заполнять, платят организации «Евро-авто».
Начальник пресс-службы УГАИ ГУВД Мингорисполкома Жанна Тройно чуть позже прокомментировала ситуацию таким образом:


– Фирма, которая оказывает платные услуги по заполнению бланков, принадлежит рынку «Ждановичи», на территории которого размещается этот филиал МРО ГАИ. Но никто же не заставляет пользоваться ее услугами, пусть граждане сразу просят бланк заявления и сами его заполняют.

 

Альтернативы «Евробанку» нет


Заветное заявление было уже оформлено и оставалось только уплатить 21 700 рублей. Прямо на территории МРО находится отделение «Евробанка». Я дала кассиру ровно 21 700, а она без объяснений попросила еще три тысячи рублей. То, что эту сумму с меня взяли в качестве комиссии за проведение операции, я поняла после того, как внимательно изучила квитанцию. С учетом того, что альтернативы этому банку, во всяком случае поблизости, нет – все автомобилисты, которым нужно произвести оплату, идут сюда. Три тысячи рублей – установленный комиссионный тариф на проведение одной операции для автомобилистов. Деньги вроде небольшие, но если посчитать, то получается, что 14 процентов от суммы я заплатила в качестве комиссии. Причем о ее взимании информации не было нигде. Почему бы не предупредить клиентов, что нужно платить дополнительно?


Поскольку все, о чем говорил в письме читатель, подтвердилось, я обратилась за комментарием к начальнику экзаменационного управления УГАИ ГУВД Мингорисполкома Игорю Рубану:
– Чтобы автовладельцы не толпились в МРО, на днях на сайте Министерства внутренних дел мы поместили бланк заявления, который каждый может распечатать сам и не отнимать время у сотрудников регистрационных отделов. Также у нас на сайте появилась форма квитанции для оплаты, с которой можно прийти в любую сберкассу в городе.

 

Советы бывалого


После того как я сама получила права еврообразца, могу дать несколько ценных советов тем, кто только собирается это сделать.


• Если вы не можете найти в МРО бланка заявления, не спешите платить в окно № 32. В окне «Подача документов» вам его должны предоставить.


• Недавно на сайте Министерства внутренних дел появился бланк заявления, который можно распечатать и заполнить дома.


• Чтобы не стоять в очереди в «Евробанк» на «Ждановичах», произведите оплату заранее в «Беларусбанке».


• Реквизиты для оплаты есть не во всех сберкассах, так что узнайте их в ГАИ заранее.
Уверена: если каждый придет с уже заполненным заявлением и квитанцией об оплате, очереди в окошках в МРО станут значительно короче.

 

Ольга ДУБРОВСКАЯ, «ЗН», фото Белта

 

Кстати

 

Права нужно менять только тем, кто выезжает за границу на своем автомобиле. Это нужно сделать до 28 марта 2011 года. Если вы не собираетесь покидать границы республики в ближайшее время, у вас нет острой необходимости менять права прямо сейчас. Вы сможете сделать это когда угодно. Ваше национальное водительское удостоверение на территории Беларуси будет действительно до истечения срока его годности.
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter