В суд Гродненского района с начала года поступило 70 протоколов об оскорблении

Смелые на словах

«Это слово ругательное, и попрошу его ко мне не применять», — сказал царю обокраденный Шпак в ответ на обидное слово «холоп». Мало найдется людей, кого хоть раз не обидели словом. Кого-то оговорили коллеги за спиной, кого-то обматерили в общественном транспорте. Обиднее всего, когда тебя оскорбил близкий человек. Именно родные люди все чаще подают в суд на обидчика. Только в суд Гродненского района с начала года поступило 70 протоколов об оскорблении, то есть об умышленном унижении чести и достоинства личности, выраженном в неприличной форме. В прошлом году их было 137. С каждым годом цифра только растет. Почему? Наши люди стали более чувствительными или есть другая причина?



Не хочется каждый раз возвращаться за примерами в советские времена, но как-то само собой получается. Ну не принято было выносить сор из избы в то время. По крайней мере, судьи со стажем не припоминают такого количества дел, связанных с семейными конфликтами на почве оскорбительных высказываний. Сегодня несложно представить себе пару, где муж намеренно или без задней мысли оскорбил жену. Скажем, обозвал дурой. Супруга, возмутившись, подает на обидчика в суд. Представим, что суд принимает сторону слабой половины, и муж вынужден заплатить от 4 до 20 базовых… из семейного бюджета. Ведь если он и дальше продолжает совместную жизнь с глупой женщиной (именно такое толкование дает современный словарь), то финансово пострадают обе стороны. Да и как определить, какое именно надо использовать слово или выражение, чтобы оно стало оскорблением в юридическом смысле?

Маловероятно, что каждый из нас хотя бы раз в жизни не ляпнул вышеупомянутое слово. Вот недавний забавный случай. Две девушки встретились на городской остановке. Одна, увидев короткое салатовое платье подружки, выпалила:

— Ну, ты реально дура или у тебя имидж такой?

Девчонка вовсе не хотела оскорбить подружку. Просто пошутила. «Дура в салатовом» ничуть не обиделась, и они обе, довольные собой, побежали навстречу подъехавшей маршрутке. 

Насколько тонка грань между словами и разве задача суда выяснять, с какой интонацией и в какой форме они были произнесены? Обидеть можно по-разному. Получается, любое слово, сказанное в порыве злости или ненависти, будет оскорбительным? Знакомый юрист, кстати кандидат юридических наук, говорит, что все не так просто. Чтобы ссору нашей супружеской пары рассмотрели в суде, необходимо совпадение нескольких условий. Во-первых, оскорбление должно выйти за пределы плотно закрытой двери в кухню. О том, что дама, по мнению мужа, не слишком умна, должны услышать и другие люди. Например, если к паре в гости пришли друзья и знакомые и в разгар праздника супруг подшофе вдруг решает выяснить отношения. Понятно, что праздник испорчен, жена в расстроенных чувствах. Кстати, если это повторится в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету, предусмотрена уголовная ответственность. 

С неприличными словами также возникает вопрос: какое — нецензурное и оскорбительное, а какое — просто обидное? Есть такие слова, которые любой носитель русского языка посчитает нецензурными. Ни писать, ни говорить их культурный человек не решится. Разве что на ногу неожиданно свалится что-нибудь тяжелое. Тут уж, как говорится, сам бог велел. Есть и такие, кто употребляет нецензурщину из-за недостатка словарного запаса. Надо же как-то связывать слова в предложении. Вряд ли в быту они ведут себя иначе. В таких семьях взаимные претензии, оскорбления и ссоры — часть повседневной жизни. Просто прибавляешь к любому «бранному» слову местоимение ты — и оно автоматически становится оскорблением. Близкие люди, подающие друг на друга в суд, копят ненависть и злобу годами. Месть второй половинке за бесцельно прожитые годы — вот причина многих протоколов, которыми завалены суды. Далеко не все обращения доходят сюда. Наметанный глаз специалиста сразу видит, где истец просто хочет подпортить и без того натянутые отношения. 

Недавно гродненка подала заявление в милицию. Неизвестный оставил оскорбительный отзыв на ее страничке в одной из социальных сетей. Вычислить хулигана для правоохранителей не составило труда, а тому пришлось выплатить девушке немалый штраф. В следующий раз будет думать, прежде чем комментировать чьи-то фото или высказывания. Но есть множество слов, значение которых можно трактовать двояко. К примеру, зоологические сравнения: гадюка, кобра, свинья, корова, козел, овца. Вроде бы вполне безобидные. А в применении к человеку звучат крайне обидно. Парадоксально: если тебя обидно обозвали, но сделали это в рамках цензуры, то состава преступления нет. В этом случае без помощи эксперта-лингвиста не обойтись.

Интересно, что в последние годы в судах увеличивается и количество гражданских исков по поводу клеветы, защиты чести и достоинства. Юристы связывают сей факт с устоявшейся судебной практикой в таких делах. Раньше обращались единицы. Люди боялись потратить деньги на адвокатов, а в итоге остаться с носом. Сейчас такие дела становятся обыденными. Многие истцы их выигрывают. А другие, глядя на них, идут в суд, пытаясь поквитаться со словесными обидчиками.

Tanula.K@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter