Кто возьмет на себя организацию фирменной фермерской торговли

Смелость и добавленная стоимость на мели

ЗА лучшее покупатель голосует рублем. А то, что продукты от фермера, — синоним качества и натурального вкуса, такое твердое мнение сложилось уже на протяжении десятков лет. Но за отечественную фермерскую продукцию проголосовать кошельком особой возможности нет. Просто на прилавках магазинов и гипермаркетов ее еще придется поискать. А фирменных торговых точек КФХ раз-два и обчелся. Негусто фермеров и на рынках. Даже на легендарной столичной «Комаровке». Здесь правят бал индивидуальные предприниматели и частные торговые предприятия. А где же продукт сельских бизнесменов? Почему у нас не развивается фирменная фермерская торговля?

В магазине фермерского хозяйства «Василек».

В нише «Василька»

«Василек» — мясной магазин в Бегомле. Здесь свежайшие свинина, баранина, крольчатина, индейка, даже оленина. У торгового объекта постоянный аншлаг из машин покупателей. Все это продукция одноименного крестьянско-фермерского хозяйства из Дзержинского района. Есть магазин и в самом райцентре рядом с железнодорожной станцией. «Василек» сделал ставку на увеличение добавленной стоимости собственного продукта. А начинал в деревне Наквасы в 1994 году с десятка гектаров чистого поля и сарая без крыши.

Без переработки пришлось бы туго, признается руководитель КФХ, член совета Белорусского общественного объединения фермеров Василий Вергейчик. Поэтому наладили еще крупяное производство. Перерабатывают на крупу ячмень, пшеницу, просо, горох. Есть и цех по производству специализированных добавок для животных, свой питомник декоративных и лесных растений. Кроме того, в хозяйстве одни из самых крупных на постсоветском пространстве, да и в Европе, посадочных площадей хрена. Огромное теплое помещение с десятками большущих ванн отведено осетрам. Еще один бизнес Василия Вергейчика — олени.

Так что «Васильку», сами видите, торговать есть чем.

Фермеры возделывают два процента земель и производят около двух процентов сельхозпродукции. В 2017 году на поддержку КФХ выделено 635 тысяч рублей, около 320 тысяч долларов. Такую цифру назвала начальник отдела реформирования, предпринимательства и малых форм хозяйствования Минсельхозпрода Наталья Занько. Они участвуют в реализации ряда направлений Госпрограммы развития аграрного бизнеса до 2020 года. Для фермерских хозяйств предусмотрены и косвенные меры поддержки, они в течение трех лет после регистрации освобождаются от уплаты налогов, сбора пошлин. Сохранено и право на уплату единого налога для производителей сельхозпродукции.

Есть господдержка? Несомненно.

Но вот парадокс. Только около десяти процентов фермеров занимаются животноводством и птицеводством. Остальные — растениеводством. Дисбаланс понятен. Ставка — на быструю окупаемость. А вот КФХ, которые взялись бы за переработку, по пальцам пересчитать. Кто же эти отважные предприниматели?

В том же Дзержинском районе — фермерское хозяйство Дмитрия Крылова «ДАК» специализируется на сырах и йогуртах из козьего молока. Они сертифицированы по европейскому стандарту как органическая продукция. Реализуют сыры в Россию, в основном — в Москву. Для белорусского потребителя весьма дорогой продукт. Это и понятно: много ручного труда.

Без малого сто тысяч деревьев в КФХ Виктора Чеботаря «Антей-сад», что в Мядельском районе. В дополнение к яблоне и вишне занимаются клубникой и малиной. В Россию поставляют до 90 процентов продукции. А еще соки. Из яблок и вишни — неосветленные, прямого отжима. Метод горячего розлива с пастеризацией при семидесяти градусах обеспечивает полную сохранность витаминов. Тот же подход к сухофруктам — инфракрасная сушка оставляет в плодах максимум полезного. Можно назвать еще КФХ «Серебряный ручей» в Смолевичском районе — крупнейший в стране производитель разного вида крольчатины.

Казалось бы, отличный пример для других фермеров. Сам вырастил, переработал, а затем отправил на продажу уже продукт с добавленной стоимостью. Или еще лучше — сам и продал в фирменном магазине. Не получается.

Руководитель Гродненской областной ассоциации фермеров Владимир Ушкевич привел еще один пример. Фермерское хозяйство «Островецкое». Да, молодцы! Наладили полный цикл производства — от выращивания индейки до выпуска готовой продукции. В год производят более тысячи тонн индюшатины. В ассортименте около пятидесяти наименований, есть и свои фирменные магазины. Стало быть, можно!

По мнению Владимира Ушкевича, «Островецкое» заняло нишу, где нет конкуренции со стороны крупных переработчиков. Те же колбасы, полуфабрикаты из свинины или говядины выпускают многие мясокомбинаты. А кто предложит котлеты из индюшатины? Пожалуйста, рынок открыт! Но пока в Гродненской области основное направление — мойка и фасовка овощей в вакуумные пакеты. Такая переработка организована, к примеру, в фермерском хозяйстве «Горизонт» Мостовского района.

И все же, на мой взгляд, крупные и небольшие предприятия не мешают, а скорее дополняют друг друга. Первые выполняют большие заказы, вторые — более мобильны и могут заполнить пустующие ниши. Несомненно, их пути пересекутся на прилавке, но здесь уже потребитель решает, что положить в свою продуктовую корзинку. Пока же большинство фермеров сбывают свою продукцию на молочные заводы и мясокомбинаты и переработки чураются.

Фирменный магазин «Белорусский фермер» в Москве.

В сетях царит бесправие

После встреч и разговоров с фермерами убежден: правила игры для их небольших производств стоит пересмотреть. Нельзя сравнивать крупный молочный завод с цехом площадью 50—70 квадратных метров. А требования к ним — ветеринарные, санитарные — одинаковы. Это не только тормозит развитие частной инициативы, но и обедняет потребительский рынок. Из соседней Литвы мы обязательно везем местные деликатесы. Тамошний выбор не оставляет равнодушным никого: сыры соленые, сладкие, острые — с зеленью, с маком, с паприкой, хлеб домашний. То же касается и колбас. Изготавливают вкуснейшую и популярную продукцию в основном фермеры. У нас пока только пробуют.

На той же «Комаровке» за домашним творогом, мясом, которое «недавно бегало», овощами, фруктами и зеленью тянутся столичные гурманы и домохозяйки. Частников видно издалека: «Домашняя свинина», «Домашняя телятина». Можно найти кур, баранину, ягнятину и крольчатину, даже перепелов. Правда, во время моего похода на рынок торговал мясом лишь представитель КФХ «Миратино» Бобруйского района. Павильон в две тысячи квадратных метров отведен фермерам на «Экспобеле». Но и здесь в основном продукция крупных производителей.

Фермеры хотели бы иметь свою фирменную торговлю. Пока это удел самых смелых и отчаянных, которые открыли свои торговые объекты и окунулись в торговый поток с его глубоководными течениями, а зачастую и мелями. В то же время в российской столице эффективно работает целая торговая сеть «Белорусский фермер». Не в курсе, какая продукция продается там под нашим брендом, но что многие фермеры поставляют свои товары в Москву, знаю точно.

А потребкооперация? Почему бы под ее эгидой не выстроить такую же сеть в республике? С плановыми объемами, конкретными поставщиками…

Или другие торговые сети. Здесь интересен могилевский опыт. В прошлом году «Евроопт» при поддержке облисполкома и Союза фермеров организовал продажу продукции фермерских хозяйств в Могилеве. Это первая в Беларуси сельхозярмарка, инициированная розничной торговой сетью. Она работала целый месяц, причем без выходных. Планируется, что такие ярмарки станут традиционными и будут организованы в разных регионах.

В сети пробиться фермерам непросто. О тернистом пути к прилавку продукции КФХ говорит и Василий Ядловский, заместитель начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода. Особенно жестки условия попадания на полки гипермаркетов. Пока не сказали своего слова и магазины шаговой доступности, а ведь им в первую очередь нужен дешевый и качественный товар.

Нет, торговля не отказывается работать с фермерами, но только на определенных условиях. Среди них не совсем удобные для КФХ. Например, оплата с отсрочкой. То есть минимум через несколько недель после реализации. При этом фермер должен сам доставлять овощи в магазин по первому требованию. Привезти и сдать, скажем, тонну картофеля, если это не крупная сеть со своим складом, практически невозможно.

По мнению руководителя КФХ из Воложинского района, председателя ассоциации фермеров столичной области Николая Силина, есть и другой вариант — продать овощи перекупщику. Но цена, конечно, будет больше, как показывает практика, в два, а то и в три раза.

Торговля навязывает фермерам правила. Могут вернуть товар, если тот не продается. Абсурд! Возвращают уже несвежую продукцию, хотя изначально это был качественный товар. Николай Силин не раз сталкивался с такой проблемой.

Разочарована опытом работы с торговлей и заместитель главы КФХ «Цнянские экопродукты» Логойского района Тамара Михаленко:

— Зачастую убедить сеть выгодно выложить продукт сложнее, чем его реализовать. Наша продукция — экологически чистая, долго не хранится. Значит, сетям выгоднее купить напичканные химией «долгоиграющие» импортные овощи и фрукты. Или еще. В белорусских магазинах продается российская рожь для проращивания, которую поставщики из РФ приобрели у белорусских фермеров, законсервировали и завезли обратно…

У торговли своя правда. Как рассказал «СГ» представитель одной из сетей Анатолий Кирилюк, основная проблема при сотрудничестве с фермерами — их неготовность к стабильным поставкам. Из-за сбоев торговля рискует потерять потребителя. Возникают проблемы и с предоставлением документов. А покупатели часто требует подтверждение качества.

Еще. Подстраивать логистику под фермеров торговым сетям нерентабельно. Как следствие, отечественные КФХ ориентированы на Россию, где стопроцентная предоплата. Сети — на зарубежного поставщика. Это вовсе неудивительно. Обыкновенный деловой расчет — доходность белорусской продукции на внутреннем рынке не превышает 30 процентов, а на раннем картофеле из Египта можно получить более 400 процентов.

В рядах согласья нет

В споре рождается истина, но… простаивает дело. Так можно продолжить известную пословицу. Теперь по существу. Чтобы вести равный и успешный диалог с сетями, фермерам пока не хватает сплоченности. Нужно понять свое своеобразие и объединиться. Кооперация и по переработке, и по выращиванию садов, по организации сбытовой сети. Это не лишает фермера чувства хозяина, но за счет кооперации и крупных объемов можно снизить затраты и стать конкурентоспособными. И не только на внутреннем рынке.

С таким выводом согласился и председатель Совета Белорусского общественного объединения фермеров Юрий Семенов, руководитель одного из крупнейших фермерских хозяйств Витебщины — КФХ «Родник» Шумилинского района:

— На съезде фермеров в Казахстане часто слышал: «Вот это мы продаем на Чикагской бирже, а вот это — на Шанхайской бирже…» И так далее. Когда формируется большая партия товара, она становится интересной для покупателя и цена возрастает. Как же поступаем мы? Поодиночке предлагаем свой товар на российский и внутренний рынки, снижая цену один перед другим с единственным желанием — срочно продать. В этом случае мы не можем влиять на ценообразование, а поэтому все остаемся в проигрыше. Надо учиться работать сообща. Соседи работают, а мы, к сожалению, еще в полудреме.

Активнее начал сотрудничать с фермерскими хозяйствами Белкоопсоюз. Что же, верный способ увеличить объемы заготовок. А для фермеров — гарантированный рынок сбыта. Но легко ли договориться, учитывая интересы каждого? Представители потребкооперации сами организовали встречи в Брестской, Гродненской, Могилевской и Минской областях.

В структуре кооператоров восемь тысяч торговых объектов и расположены они в основном в сельской местности. Потребкооперация готова предоставить фермерам для реализации свои магазины, подтверждает начальник управления заготовок Оксана Скиндер. Нужно сырье и на перерабатывающие предприятия. В то же время специалисты Белкоопсоюза ориентируют фермеров на более востребованный на внутреннем рынке товар. Если, скажем, потребности по картофелю полностью закрыты, то овощами рынок обеспечен только на 70—75 процентов. В межсезонье в Беларусь завозят много импорта и, в частности, той продукции, которую могут вырастить КФХ: фасоль, свежий чеснок, сладкий перец, баклажаны, редис, сливу.

Однако фермеры пока на распутье и настроены пессимистично. Хотя и признают свою заинтересованность в сотрудничестве. Но им в первую очередь нужны предварительные договоры, в которых прописано, сколько и чего потребкооперация купит. Тогда, естественно, будут знать, что и сколько выращивать. Документы же оформляются только в сентябре-октябре, когда уже нужно закладывать урожай на зиму. Недостаточными считают фермеры и те объемы, которые готова закупить у них потребкооперация. Есть разногласия и в ценах. Естественно, их диктуют рынок, спрос и предложение на нем. Например, оговорить в феврале стоимость картофеля, по которой его будут продавать в сентябре, сложно.

Глава хозяйства «Боярский сад» Иван Яцинович уверен: КФХ только Молодечненского района могут обеспечить яблоками всю столичную область. Сам он работает с местным райпо почти 20 лет, но некоторые коллеги не горят желанием отдавать свою продукцию заготовителям. Главная причина — неплатежи. Расчеты можно ждать месяцами.

ТЕМ не менее потребкооперация готова к диалогу и заинтересована, чтобы в магазинах всегда был свежий и качественный товар. Да и самим отечественным КФХ следует перетрясти свой «картофельно-овощной портфель». А тема фирменной фермерской торговли всплывет еще не раз. Это основа современного бизнеса. За примером далеко ходить не надо. Так, в соседней Польше фермеры объединяются в группы производителей и реализуют свою продукцию под единым брендом.

Надо быть в тренде, стать узнаваемым! Почему нет инициатив на этот счет от Белорусского общественного объединения фермеров. Ведь конкретные идеи и единичные примеры уже есть.

В ТЕМУ

На 1 января 2018 года в стране зарегистрировано 3168 КФХ. Из них активно работает около 2700. А количество используемой фермерами земли по сравнению с 2010 годом увеличилось со 115 тысяч гектаров почти до 172 тысяч. На одно КФХ приходится в среднем 65 гектаров.

shevko@sb.by

Фото из архивов КФХ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter