Мобильные приложения помогают быстро оплачивать товары и услуги

Смартфон платежом красен

Например, наведя камеру на QR-код, можно без проблем приобрести электронный билет, а в супермаркете заплатить за товары смартфоном или умными часами. Новые технологии делают рынок платежей более комфортным. И в этой сфере Беларусь может дать фору многим странам Запада.

Виртуальные проводники

В стране активно развиваются технологии в области расчетов и платежей, идентификации и аутентификации пользователей, отмечает Татьяна Леонович, доцент кафедры банковского дела БГЭУ, кандидат экономических наук:

— Особое развитие получили мобильные сервисы и приложения «ОПЛАТИ», SamsungPay, ApplePay, «БелкартPay». С их помощью можно рассчитываться за проезд в общественном транспорте, оплачивать услуги, товары и продукты, получать кешбэк. Внедрение технологии токенизации позволяет с помощью QR-кодов зашифровывать уникальную информацию о клиенте, его платежной карте, товаре, продавце и сделать операции более безопасными.

Татьяна Леонович напоминает, что в нашей стране развивается биометрия, которая помогает распознавать клиента по отпечаткам пальцев, радужной оболочке глаза, голосу и т. д. Так, на некоторых станциях метро действует принцип «смотри и проходи», когда спецтерминал считывает черты лица, а оплата снимется с карты.

В Беларуси действует ряд законодательных актов, которые регулируют платежную сферу и позволяют защищать интересы всех участников рынка. Ждать ли ухода от привычного пластика? Об этом говорить еще рано, уверена Татьяна Леонович:

— Использование удаленных сервисов, мобильных приложений, бесконтактная оплата кольцом или часами — все эти операции возможны только при наличии достаточного уровня финансовой грамотности и качественных гаджетов.

Есть и другие сдерживающие факторы. Распространение мобильных финсервисов пока тормозят консерватизм пользователей и состояние инфраструктуры по приему безналичных платежей.

При этом с развитием передовых технологий важно надежно выстраивать оборону против хакеров. Наталья Артемьева, доцент кафедры банковского дела БГЭУ, кандидат экономических наук, говорит, что новые банковские услуги и онлайн-системы, позволяющие быстро выполнять транзакции и обслуживать счета пользователей в любой точке мира, развязывают руки киберпреступникам, поэтому здесь важна надежная защита и использование проверенного ПО:

— Кроме кибермошенничества, у клиентов, пользующихся исключительно мобильными платежными сервисами и приложениями, могут возникнуть и другие непредвиденные ситуации: потеря телефона, разрядка батареи, отсутствие интернета.

Немало факторов сегодня влияет на уровень сектора мобильных платежей. Но обеспечение безопасности, конечно, на одном из первых мест. И это забота не только самих граждан. Банки в тесном взаимодействии с правоохранительными органами разработали и реализуют целый комплекс защитных мер. Например, у международных платежных систем существуют определенные алгоритмы, которые позволяют отсекать мошенников. В частности, при проведении операций в интернете необходимо пользоваться карточными продуктами банков, которые сертифицированы в международной платежной системе по технологии 3-D Secure — дополнительной аутентификации при помощи отдельного одноразового или многоразового пароля.

Рубль превращается в цифру

Концепцию развития платежного рынка и цифровизацию банковского сектора Беларуси до 2025 года представил Нацбанк. В документе прописано, что роботизация контакт-центров и внедрение финансовых чат-ботов на базе искусственного интеллекта помогут банкам обеспечить обслуживание в режиме 24/7/365, сократить время консультирования. Также рассматривается возможность введения национального цифрового рубля. Новая форма денег поможет перевести белорусскую финсистему на более высокий технологический уровень и упростить внутренние и внешние расчеты, отмечает Жанна Бобровская, доцент кафедры банковского дела БГЭУ, кандидат экономических наук:

— Цифровая валюта центрального банка (ЦВЦБ) только начинает свое оформление в качестве самостоятельного фининструмента. По данным за июль, она уже введена в 11 странах, 21 — тестирует новые деньги, а в 33 — идея на стадии разработки. Сейчас ЦВЦБ внедряется в России — у нашего самого крупного делового партнера. И этот опыт для нас будет показательным.

По мнению эксперта, для успешного старта проекта по внедрению цифровой валюты необходимо подготовить и проверить соответствующую инфраструктуру:

— В отличие от мобильных сервисов и приложений, для которых при оплате требуется онлайн-соединение, цифровым рублем можно будет пользоваться в режиме офлайн. Внедрение ЦВЦБ также поможет снизить издержки при трансграничных платежах (отсутствие необходимости расчетов в иностранной валюте, а следовательно, уменьшение валютного риска, увеличение скорости расчетов).

Пока приоритет в использовании цифровой валюты отдается в первую очередь взаиморасчетам с нашими торговыми партнерами. Жанна Бобровская также подчеркивает, что ЦВЦБ не выступает кредитным инструментом:

— К такой валюте не привязаны бонусные программы: кешбэк, программы лояльности. Для того чтобы мотивировать физлиц в последующем переводить деньги в цифровой рубль, необходимо разработать выгодную систему и механизмы пересылки средств, позволяющие защитить сбережения от инфляции.
УСЛУГИ ОНЛАЙН

♦ оплата коммунальных расходов

♦ запись к врачу

♦ контроль кредитной истории

♦ покупка билета на проезд

♦ расчет налога

♦ открытие вклада

♦ оплата товаров в магазинах и интернете

♦ получение и отправка денежных переводов

♦ пополнение счета мобильного телефона
Галина Лагунова, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике:


— Меняются технологии, платежи становятся все быстрее и безопаснее, а способы их совершения — все проще и доступнее для потребителя. Сегодня различные изменения на рынке нацелены на максимальное упрощение операций. Онлайн можно решить буквально любую задачу: записаться к врачу, оплатить коммунальные платежи, купить билет и оформить кредит. Организацию безналичных расчетов стараются сделать максимально прозрачной для фискальных органов. Так, введение онлайн-касс стимулирует предприятия торговли и сервиса обновить спецоборудование, а небольшие магазины сразу приобретают новые терминалы со встроенным модулем NFC для оплаты бесконтактными картами и телефонами. Например, в европейских странах и США многие предприятия малого бизнеса до сих пор используют старые кассовые аппараты. В Беларуси рынок мобильных платежей прогрессивный, современный и эффективно работающий. Развитие электронных кошельков в стране идет по модели универсальных платежных средств. Из сервисов для онлайн-расчетов они выросли в полноценный платежный инструмент, которым можно пользоваться и в интернете, и в обычных магазинах.

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter