Источник: Знамя юности
Знамя юности

Виолончелист Алексей Киселев – о минской публике, музыкальных экспериментах и о том, как привлечь молодежь в концертные залы

Слыхали, как поет виолончель?

Виолончелист Алексей Киселев – лауреат юношеского конкурса имени Чайковского, молодой солист и концертмейстер Королевского национального шотландского оркестра, преподаватель Королевской консерватории Шотландии большую часть года проводит за рубежом, однако от родных корней не отрывается, регулярно приезжает выступать в Беларусь. Мы встретились с Алексеем после очередного концерта в Белгосфилармонии.


– Алексей, у нас почему-то считается, что классическая музыка – удел пожилой аудитории. Как думаете, чем можно привлечь в залы молодежь?

– В первую очередь любой продукт должен быть привлекательным. И у музыки в этом плане есть преимущество. Она доступна всем. Просто нужно прийти и послушать. Другое дело – куда прийти и что именно послушать. Гениальная статья была недавно в журнале Strad – о том, что в Германии больше людей ходит на концерты классической музыки, чем на футбол.

– Кстати, сама видела однажды в Берлинской филармонии каких-то панков с волосами, выкрашенными в кислотные цвета, – но они сидели и слушали!

– Значит, это часть немецкой культуры. В белорусской подобного, видимо, нет.

– Но можно же как-то воспитать, наверное?

– В советские годы пытались. В Минск приезжали все известные музыканты. Я даже был на концерте Святослава Рихтера в трехлетнем возрасте. Сам не помню, мама рассказывала. Ничего не может быть лучшим для образования слушателей, чем выступления музыкантов уровня Рихтера, Ростроповича, Ойстраха. Публика здесь взыскательная, и когда выступаю дома, это всегда большая ответственность.

– У вас не было желания себя попробовать в других жанрах, неакадемических?

– В студенческие годы я много экспериментировал с разными стилями. Если исполняется классическая музыка, то здесь виолончель может изобразить все что угодно. Но я не считаю, допустим, что это джазовый инструмент, хотя и не скажу, что нельзя играть джаз на виолончели – можно, и получится интересно. Возможно сделать все, а стоит ли?

– Сейчас очень популярно искать новые формы, краски…

– Я этим интересовался в годы учебы, когда занимался, например, электроакустикой. Мой друг, к примеру, писал концерт для компьютера с виолончелью. Но на большую сцену я такие вещи не выношу.

– Никогда не жалели, что пошли путем музыканта? У вас были варианты, чем заняться?

– В моей профессии множество ответвлений: можно стать композитором, дирижером, преподавателем-теоре­тиком, учителем истории музыки… И во всех этих направлениях я обучался.

– Вы ведь очень рано уехали учиться за рубеж, в подростковом возрасте?

– Мне было 15, когда поехал в Германию, потом в 18 – в Лондон. Какая разница, где заниматься, дома или за границей?

– В 15 лет мамы еще гладят своим сыновьям рубашки. Кто о вас заботился?

– Мы жили в семье, где нас кормили и присматривали. Единственное, что от нас требовалось – сидеть и заниматься по семь часов в день. И три раза в неделю были уроки по специальности. Но я не остался в Германии, а поехал в Лондон.

– По-моему, отчаянная храбрость нужна, чтобы вот так взять и шагнуть в неизвестность, не имея никакой поддержки.

– Конечно, тяжело пришлось. Без языка, без опыта, без денег, друзей и знакомых… Но опять-таки у меня была конкретная цель – сделать из себя музыканта. И я пытался этого придерживаться и не сворачивать с пути. Хотя было много искушений. Очень сложно одному в период, когда психика еще неустойчивая. Если выбора нет, то жить легко – ты идешь по одной дорожке. А так – каждый день мы что-то выбираем. Ехать на конкурс или не ехать, бросать виолончель – не бросать.

– То есть все-таки были мысли все бросить?

– Нет. Но не всегда хватает энергии, которая позволяет работать безотказно. Иногда люди расслабляются и делают себе поблажки. А в нашей профессии так нельзя. Хотя, конечно, нужно балансировать и уметь отдыхать.

– А как вы отдыхаете?

– Музыкальное образование очень узконаправленное, поэтому мне нравится получать информацию другого рода. Смотрю фильмы, слушаю музыку, но мне в то же время интересна, например, экономика. Сейчас добираю знания в разных направлениях – от физики до психологии.

ovsepyan@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО, из личного архива Алексея Киселева
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter