Труппа Белорусского государственного академического музыкального театра собралась после отпусков

Служебный роман директора с театром

Труппа Белорусского государственного академического музыкального театра вновь собралась...

На днях после отпусков труппа Белорусского государственного академического музыкального театра вновь собралась под крышей родного дома. На первой рабочей планерке обсуждали предстоящие гастроли и идеи нового музыкального года. На этот раз гонку по созданию спектаклей директор театра Александр ПетровиЧ устраивать не собирается, зрителей будут потчевать репертуаром предыдущего сезона. На десерт предложат лишь две новинки: 12 ноября состоится премьера долгожданного мюзикла "Софья Гольшанская", а в канун Рождества театр представит балет Фикрета Амирова "Тысяча и одна ночь", который труппа уже репетирует с балетмейстером из Азербайджана Мединой Алиевой.


Меж тем в планах у Александра Петровича еще как минимум три проекта. Он из тех, кого называют человеком театра и без кого творческая палитра репертуара не была бы столь разнообразной. По образованию Петрович - культпросветработник, но сам он считает, что руководить театром может отнюдь не каждый управленец. Необходимы прежде всего любовь к театральному делу, знание его внутренних законов и механизмов, а также понимание людей и особенностей актерской природы.


- Директор театра - профессия круглосуточная. Все ли процессы внутри его вам удается контролировать?


- Мне не нравится слово "контролировать". Оно предполагает некоторую пассивность. Я же предпочитаю действовать. У нас работает слаженная профессиональная команда, каждый со своими творческими задачами. И я точно знаю, что все они стараются не для себя, а для общего успеха.


- Как, кстати, выстроены производственные отношения? Вы как директор сосредоточены исключительно на финансово-хозяйственной деятельности или также влияете на творческий процесс?


- Сегодня эти вещи разделить невозможно. Я не могу сказать: вы делайте постановку, а я на это время устранюсь по другим вопросам. С художественным руководителем театра Адамом Мурзичем мы часами можем обсуждать новые проекты. Я полностью доверяю его опыту и профессиональному чутью.


- Вы упомянули, что, помимо "Софьи Гольшанской" и "Тысячи и одной ночи", в планах у вас есть еще несколько проектов. Приоткроете завесу тайны?


- Конечно, тем более это не столько творческие, сколько социальные проекты. Во-первых, хочу возродить старую советскую традицию под условным названием "Музыкальный театр - труженикам села". Помните, когда-то в СССР имелся такой план по выезду театра в районы и обслуживанию сельского жителя? Сегодня не все жители белорусских глубинок имеют возможность приехать в Минск и увидеть своими глазами ту или иную постановку. А наш коллектив подарит им такую возможность.


- Но ведь технически сцены местных ДК не предназначены для подобных гастролей. Как быть с декорациями, костюмами, оборудованием?


- Этот вопрос вполне решаем. Мы ведь не везем масштабные постановки, требующие участия сотни человек и тонны оборудования. Возьмем две музыкальные комедии - "Подлинная история поручика Ржевского" и "Моя жена - лгунья". Они неизменно вызывают интерес у публики и, что немаловажно, мобильны в плане передвижения. Пока проект находится на рассмотрении в Министерстве культуры.


- А музыкальных вечеров в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта в этом году публике следует ждать?


- Да, в начале лета 2014 года планируем провести бал в третий раз.


- Вопрос, который волнует меня уже два года: когда на фестивале, наконец, будут решены проблемы инфраструктуры? На все Строчицы - два биотуалета, точки питания тоже можно пересчитать по пальцам. И везде очереди.


- Театр занимается только вопросами творческого наполнения праздника. Выделить дополнительные средства на инфраструктуру мы, к сожалению, не в силах. Сами понимаете, что наш бюджет не безграничный, стараемся экономить на всем: например, приглашенные артисты выступают на фестивале на безгонорарной основе, мы оплачиваем лишь проезд и проживание. По вопросам развития инфраструктуры следует обращаться не к нам.


- А как обстоят дела с конкурсом молодых композиторов, который театр объявил открытым еще год назад? Помнится, в качестве поощрения, помимо денежного приза в размере 15 млн. белорусских рублей, вы обещали и реализацию проекта на сцене.


- Заявки по-прежнему приходят, но выбрать пока не из чего. Мы объявляли конкурс на создание либретто к опереттам и музыкальным комедиям, а композиторы несут по большей части материалы для опер и мюзиклов. Последнего у нас хватает, а вот оперетт театру недостает.


- Означает ли, что этот жанр сегодня умирает?


- Такие разговоры ходят уже давно, но хоронить оперетту еще рано. Согласен, последние годы были для нее не самыми простыми. Сложность в том, что от прекрасных оперетт, написанных выдающимися советскими композиторами, практически ничего не осталось. А новых достойных работ, как я уже сказал, пока никто не пишет.


- Ощущает ли ваш театр спад зрительского интереса к оперетте?


- Нет, залы всегда полны. Публика уже не первый сезон тепло принимает и "Графа Люксембургского", и "Летучую мышь". Наш театр - единственный, на сцене которого еще можно увидеть эти спектакли. Правда, в последние годы мы все же делаем акцент на мюзиклах.


- Говорят, что сегодня актуальны постановки бродвейского типа - антрепризные, а само понятие "театральный дом" исчезнет уже совсем скоро.


- Настоящий театр не умрет никогда. Люди просто пытаются найти свою нишу в этом антрепризном болоте. Конечно, легче легкого взять уже готовых актеров, надерганных из разных театров, и поставить с ними мюзикл. Но кто же будет выращивать таких артистов, а потом дорожить ими, их талантами, если вдруг исчезнет театр репертуарный? И нам обидно, когда воспитанные в нашем театре люди рассматривают его всего лишь как экспериментальную площадку. Они приходят к нам из творческих вузов совсем еще зелеными, мы их учим, отдаем лучшие роли, а через несколько лет они уезжают работать за границу. Это становится сегодня проблемой - когда театр превращается в учебное заведение.


- С какими еще трудностями приходится сталкиваться?


- Например, нам по-прежнему недостает белорусского репертуара. Я не говорю сейчас о тех второсортных работах, которыми театр забрасывают каждый день. Нет хитовых работ. Уровня "Юноны" и "Авось", "Нотр-Дам де Пари", "Ромео и Джульетты". Открытым по-прежнему остается и еще один вопрос - авторских прав.


- Еще Пушкин говорил: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать..."


- Да, сейчас ответственность перед авторами выросла многократно. Все потому, что театр вынужден самостоятельно решать эти вопросы. Ранее авторскими правами занималось ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам. - Прим. авт.), сейчас правовые вопросы мы контролируем сами. Возможно, мы бы и хотели поставить на своей сцене "Нотр-Дам де Пари", но тогда нам придется отстегнуть правообладателю 100 тысяч евро. Позволить себе такую роскошь театр, увы, не может.


Но самая главная проблема - социальная. Удерживать кадры становится все сложнее. Стартовая заработная плата и отсутствие общежития молодых специалистов к нам, сами понимаете, не привлекают. И дело не сдвинется с мертвой точки, пока государство не обратит на нас взор. Иначе театр когда-нибудь попросту скатится в разряд художественной самодеятельности.

 

Советская Белоруссия №172 (24309). Пятница, 13 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter