Заслуженный артист Александр Яровой об ансамбле песни и танца Вооруженных Сил Беларуси

Служба песни и танца

Академический ансамбль песни и танца Вооруженных Сил Беларуси отмечает 17 февраля свой юбилей. Однако если верить информации на сайте Министерства обороны, 80–летие одного из самых ярких творческих коллективов страны должно наступить только 9 января 2019 года. Почему раздваивается торжественная дата? Об этом и многом другом нам рассказал заслуженный артист Александр Яровой — ветеран ансамбля и один из старейших на сегодняшний день солистов, проработавший в нем более 36 лет.
Александр Яровой

— Александр Яковлевич, развейте сомнения! По всем документам юбилей вроде бы должен отмечаться в 2019 году. Как получилось, что он празднуется сейчас?


— Исторический казус. Раньше, когда живы были артисты, работавшие со дня основания, все помнили о правильной дате. В архивах, как выяснилось, данные не сохранились: в войну все пропало. Есть только приказ Ворошилова от 9 января 1939 года создать коллективы по военным округам, по образу ансамбля Александрова. А на самом деле мы свою историю отсчитываем от первого концерта, который прошел 17 февраля 1938 года под Смоленском в поселке Гнездово, в санатории для высшего комсостава Красной Армии. Этот день и является датой рождения коллектива. Тогда он назывался Ансамбль Красноармейской песни и пляски Западного особого военного округа, а первым художественным руководителем был назначен Александр Федорович Усачев, впоследствии заслуженный артист БССР.

— Вы ведь представитель творческой династии? Ваш отец Яков Яровой был дирижером–хормейстером ансамбля.

— И дирижером, и написал множество песен об армии. Игорь Лученок говорил: «Яков Павлович написал больше военных песен, чем все белорусские композиторы».

После первого концерта. Смоленск, 1938 год

— Это с его подачи вы попали в коллектив?

— Вы знаете, нет. У меня двоюродный брат — Герой Советского Союза, подводник, и я все время мечтал о том же: занимался подводным плаванием, готовился и собирался уже ехать в Ленинград, поступать в высшее подводное училище. Но однажды мне один капитан–лейтенант морфлота сказал: «Зачем тебе это надо? Ты будешь видеть женщин два раза в год, а медведей — каждый день!» А потом зашел к нам в гости тогдашний худрук ансамбля, народный артист Игорь Раевский, — мама очень хорошо готовила вареники, и он заглянул к нам на обед. Я ему сыграл пару песен на фортепиано, на гитаре, исполнил и свое сочинение. И он сказал: «Идешь служить к нам!» Кстати, в этом году будет 50 лет, как меня призвали в армию.

Владимир Мулявин, Евгений Миронов, Михаил Кантарович

— Кого ни возьмешь из действительно значимых имен в белорусской культуре — и выяснится, что все они прошли через ваш ансамбль, не исключая Владимира Мулявина.

— Нужно было служить в армии — а музыканту терять квалификацию нельзя, за два–то года службы. Но сюда брали далеко не всех. Леонида Тышко не взяли, например. Мулявина приняли, а вот Леню нет. Здесь начинали многие знаменитые певцы: народный артист Николай Ворвулев (он всю войну с ансамблем прошел), Виктор Вуячич, Ярослав Евдокимов, звезда Московского театра оперетты Юрий Веденеев, Игорь Оловников,  Владимир Перлин... Служил у нас и солист Большого театра, народный артист Василий Ковальчук. В любом творческом коллективе я могу назвать 2 — 3 человека, которые проходили службу именно здесь. Игорь Лученок сотрудничает с нами с 1967 года и до сих пор. А Мулявин меня учил на гитаре играть!

Сегодняшний ансамбль Вооруженных Сил — сплошь талантливая молодежь!

— Вы выпустили книгу об ансамбле Вооруженных Сил, трудно было собрать информацию?

— Я собирал ее многие годы. А чтобы восстановить все полторы тысячи имен, много времени провел в архиве Минобороны. С фотографиями проще: раньше мы к юбилеям оформляли стенды и буклеты, я сам в течение многих лет фотографировал наших участников — того же Мулю, Вуячича, все эти снимки вошли в книгу. Всегда возил с собой фотоаппарат «Зенит», снимал на концертах, гастролях, на учениях, во время поездок в Афганистан... В 1982 году Главным политическим управлением Советской Армии было принято решение раз в два года посылать туда артистов, чтобы поднимать боевой дух солдат. Ездили еще «Чаровницы» и «Хорошки». А наш коллектив был там три раза — в 1982, 1984 и 1986 годах.

Репетиция хора, дирижер-хормейстер — Я.Яровой, 1963 год

— Прямо целым ансамблем — и в Афган?

— Нет, конечно, не все ехали — отправлялась бригада 20 — 25 человек, потому что боевые вертолеты на борт могут взять до 10 человек, не больше. Летишь, а по «брюху» пули бьют...
Виктор Вуячич

— А как выбирали, кто полетит? Или брали тех, кто добровольцем вызовется?


— Какие добровольцы, что вы! Заседал художественный совет и определял, нужно ведь было, чтобы звучала программа! У нас был хорик небольшой, они же солисты, оркестрик — 4 человека и 4 пары балета... Мало того, мы не только для солдат работали, но и перед местным населением выступали.

— В сегодняшнем ансамбле, насколько я знаю, много молодежи.

— Да, но традиции сохраняются, это та вещь, которая зависит от художественного руководителя, а сейчас эту должность занимает заслуженный артист, полковник Владимир Воропаев. Он пришел к нам в 2004–м, мы не один год проработали вместе. Сейчас в ансамбле сплошь молодые ребята, есть очень хорошие артисты. Пользуясь случаем, хочу всех участников коллектива — и нынешних, и ветеранов, и тех, кому ансамбль Вооруженных Сил дал путевку в жизнь, — поздравить с нашим общим юбилеем!

ovsepyan@sb.by

Фото из личного архива Александра Ярового.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter