Уже около сотни белорусских парней выбрали альтернативную службу

Служба добрых дел

У 27-летнего Александра Шилинца недавно был дембель. Отслужил парень два года верой и правдой, но не в военной части, а в… жилищно-коммунальном хозяйстве Круглянского района. Он — представитель одного из первых в стране призывов, когда у белорусов, не желающих держать оружие в руках из религиозных соображений, появилась возможность пройти альтернативную службу, то есть вместо выполнения армейских обязанностей заниматься общественно-полезной деятельностью. Молодой человек такой не один — за последние несколько лет около сотни новобранцев предпочли службе в сапогах ее альтернативный вариант. Подробности узнавала корреспондент «Р».

Больше всего заявлений о замене воинской службы было написано в первый призыв, сразу после выхода соответствующего закона.

«Для Бога нет мелких и грязных дел»

Родом Александр из Березы, что в 430 километрах от Круглого. Вырос в семье верующих, родители и брат принадлежат общине христиан веры евангельской. Свое нежелание обувать армейские сапоги объясняет несколькими причинами.

— Во-первых, в Библии сказано «не клянись», а воинская присяга это предусматривает. Но слова клятвы я могу произнести только Богу, — объясняет Александр. — Во-вторых, служба в армии предполагает неукоснительное подчинение любым приказам, например стрелять в противника, во врага, а я не хочу этого делать, потому что у меня нет врагов и у меня нет морального права посягать на чью-то жизнь.

По статистике, 90 процентов призывников, которые предпочли альтернативную службу, не имеют высшего образования. Александр — исключение, он окончил Брестский госуниверситет. Впрочем, и к ботаникам-белоручкам себя не причисляет. До того как получил повестку в армию, создал свое ИП по укладке тротуарной плитки.

— Я не боюсь никакой работы, — утверждает он. — Поэтому, услышав от своего военкома Руслана Петровича, что появилась альтернатива армии, долго не раздумывал. К слову, в Березе вместе со мной еще двое парней написали заявление о замене воинской службы. Одного отправили в Минск, а другого, как и меня, — в Круглое, только определили работать в район, в сельскохозяйственное предприятие.

Условия проживания в райцентре у Александра Шилинца не вызвали нареканий. Ему выделили комнату в блоке общежития, где было все необходимое: кровать, стул, тумбочка, постельные принадлежности... Отсутствовали горячая вода и душ. В смежной комнате жил парень, который работал бухгалтером в местной организации ЖКХ, и с ним Александр даже подружился. Признается, что трудно было только первые месяцы, пока адаптировался к новому месту и окружению.

Мастер на все руки

Чем занимался боец гражданского фронта? Посылали туда, где нужны были дополнительные рабочие руки: собирать вторсырье на полигоне твердых бытовых отходов, убирать крупногабаритный и обычный мусор во дворах райцентра. Летом высаживал цветы, занимался благоустройством дорог, зимой чистил снег, снимал наледь с тротуаров и посыпал противогололедными составами дорожки. Довелось даже дежурить на предприятии по оказанию ритуальных услуг и копать могилы.

Уход за инвалидами и немощными людьми — еще одна возможность принести пользу Родине.

— Все, что мне поручали, я воспринимал как обычную работу и старался ее выполнять по совести, — рассказывает Александр. — Для меня нет маленьких, неважных или грязных дел, все они важны, потому что каждое — своего рода испытание от Бога.

Финал службы оказался неожиданным — Александр остался жить в Круглянском районе. За это время он познакомился с местной девушкой Марией, которая работала в одном из сельскохозяйственных предприятий, и женился. Сегодня супруги живут в частном доме в деревне Павловичи. Александр пока занимается благоустройством двора, но планирует вернуться к своему любимому делу — заняться частным предпринимательством по укладке плитки и другими строительными работами.

— Жизнь состоит из этапов, — философствует Александр. — Достойно пройдешь один — получится и следующий. Главное — относиться к делу ответственно, а к окружающим людям — по-человечески.

Куратор Александра, главный специалист управления по труду, занятости и соцзащите Круглянского райисполкома Елена Драбкова говорит, что с альтернативщиками нет никаких проблем. Руководители местных организаций неоднократно высказывали пожелания: «побольше бы таких бойцов к нам отправляли».

— Верующие ребята, как правило, не пьют, не курят, добросовестно относятся к своим обязанностям, — говорит Елена Драбкова. — А какой наниматель откажется от надежных рабочих рук, особенно когда их не хватает?

ФАКТ

В числе 84 видов работ, которые могут выполнять те, кто несет альтернативную службу, — разные виды уборки, сбор, сортировка и вынос мусора, санитарно-гигиеническая обработка больных, уход за инвалидами, в том числе подача и уборка судна, полив огородов, ручные работы по борьбе с сорняками, сушка сена, перенос мешков и корзин, копка ям, уход за животными, уход за местами захоронений.

КОМПЕТЕНТНО

Ирина ШЕВЧЕНКО, консультант отдела организации работы государственной службы занятости населения и альтернативной службы управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты:


— Статистика двух с лишним последних лет говорит о том, что институт альтернативной службы оказался востребованным. Со дня вступления в силу Закона «Об альтернативной службе» состоялось уже пять призывов, во время которых было принято 107 решений о замене воинской службы на альтернативную.

Больше всего направили альтернативщиков в первый призыв — 51 парня. Но с каждым последующим доля призывников, отказывающихся от военной присяги, стала сокращаться. Предположительно это связано с тем, что первоначально многим казалось, что заниматься общественно-полезной деятельностью легко и просто, ее ошибочно принимали за обычную работу. Однако альтернативная служба не работа! Она не регулируется Трудовым кодексом, а значит, не предусматривает нахождения в штате организации, выплаты зарплаты, трудового отпуска и т.д. На денежное содержание (а это 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, оно увеличивается на 20 процентов на втором году службы и на 40 процентов — на третьем) тому, кто проходит альтернативную службу, нужно самостоятельно питаться, покупать одежду, ездить на общественном транспорте (билеты к месту несения службы и обратно оплачиваются из бюджета). В армии, для сравнения, солдаты полностью обеспечиваются и обмундированием, и питанием.

Поэтому вопрос, легче ли альтернативщику, чем обычному солдату, весьма спорный. Срок альтернативной службы больше, чем срочной воинской: 36 месяцев, а для граждан с высшим образованием — 24 месяца. И проходить альтернативную службу по месту жительства невозможно — придется уехать в другой регион, где местные исполкомы обязаны обеспечить жильем. В отличие от обычной работы, которая предполагает не более 40 часов в неделю занятости, альтернативная служба допускает труд до 48 часов. То есть проходящего альтернативную службу разрешается привлекать для выполнения своих обязанностей в субботу или свыше обычного восьмичасового рабочего дня, который, например, регламентирован в определенном учреждении. За недобросовестное выполнение обязанностей предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.

Больше всего призывников сегодня проходит альтернативную службу в здравоохранении — 60 человек. В интернатах и центрах соцобслуживания и системе ЖКХ их чуть меньше — по полтора-два десятка. Пять человек заняты в сельском и лесном хозяйстве. Судя по отзывам, в основном руководители организаций довольны той подмогой, которую они получили в лице альтернативщиков. Случаи, когда их работа вызывала нарекания, зафиксированные в виде замечания или выговора, единичны. И единственный пока инцидент в нашей стране, когда парень вовсе не явился в управление по труду, занятости и соцзащиты для получения документов. В итоге райпрокуратура возбудила уголовное дело по статье 465-1 УК, которая предусматривает наказание в виде общественных работ, штрафа или исправительных работ до 1 года.

Есть ли у альтернативщика шанс передумать? Отменить свое решение он имеет право до дня убытия к месту альтернативной службы. К слову, 10 человек, написавшие заявление о замене воинской службы альтернативной, изменили свое первоначальное намерение и все-таки ушли в армию.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Альтернатива есть всегда

Местная власть и организации Клецкого района очень довольны появлением практики альтернативной службы. Здесь уже отслужил один парень, точнее, ушел досрочно — по причине рождения ребенка. Сейчас трудятся еще семеро. Поначалу местами прохождения альтернативной службы были райбольница, ЖКХ и лесхоз. Но после череды лестных отзывов об альтернативщиках местный территориальный центр социального обслуживания населения подал заявку в Минтруда, чтобы его тоже включили в список организаций, в которых можно проходить альтернативную службу.

— В нашем районе очень не хватает рабочих рук, — рассказывает начальник управления по труду, занятости и соцзащите Клецкого рай­исполкома Алла Мелюк. — Вакансий в пять раз больше, чем соискателей. Альтернативщики — доброе подспорье нашим организациям. Взять хотя бы райбольницу. Лежачих пациентов часто требуется отвезти на МРТ или другое высокотехнологичное исследование в Минск или Солигорск, а отрывать от выполнения повседневных обязанностей медработников порой крайне нежелательно. Парни, которые проходят альтернативную службу, в таких случаях просто незаменимы — их можно задействовать для оказания сопровождения на целый день, они физически крепкие, добросовестные, умеют сочувствовать и сопереживать. Наши руководители говорят: «Мы так привыкли к ним, что не представляем, как раньше без них справлялись».

А КАК У НИХ?

Все познается в сравнении

В России альтернативная служба имеет статус особой трудовой деятельности, регулируется Трудовым кодексом и требует заключения с гражданином срочного трудового договора. В нашей же стране это общественно-полезная деятельность, которая регулируется строго Законом «Об аль­тернативной службе».

В Беларуси отпуск для того, кто предпочел воинской альтернативную службу, это фиксированные 10 дней в году, продолжительность которого может быть увеличена в качестве поощрения. Могут предоставляться отпуска по болезни, в связи с учебой, по уважительным причинам личного и семейного характера. Российскому альтернативщику положен отпуск, как любому другому работнику, в соответствии с Трудовым кодексом.

Перечень оснований, дающих право на замену воинской службы, в России шире, чем у нас. Пройти альтернативную службу там имеют право не только граждане, для которых воинская служба противоречит их вероисповеданию, но и по личным убеждениям. Также право замены на альтернативную службу есть у представителей коренных малочисленных народов страны, занимающихся народными промыслами. В Беларуси же основание для замены воинской службы — исключительно религиозные убеждения.

Оплата труда альтернативщика в России производится в соответствии с действующей системой оплаты труда в конкретной организации, куда его направили. В нашей стране размер ежемесячного денежного содержания одинаковый для всех, кто проходит альтернативную службу, и зависит только от бюджета прожиточного минимума и продолжительности службы.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter