— Или еще вот пример. Уже почти 5 лет на «Беларусь 3» выходит наш проект «Сила веры». Уже приближаемся к 150–му выпуску — не верится даже. Сейчас объясню почему. Дело в том, что Агентство теленовостей — это в первую очередь служба информации, и работать мы привыкли в другом ключе: четко, качественно, оперативно. А «Сила веры» — программа еженедельная, серьезная, требующая принципиально иного подхода. Когда проект только запускался, мы ни в коем случае не хотели дублировать «Благовест», поэтому долго думали, как сделать программу о духовных и культурных ценностях, не повторяя того, что уже есть. Концепцию видели такой: проект не просветительский, а научно–популярный, где рассказывается, казалось бы, о сложных для понимания вещах простым языком. При этом темы, которые интересуют корреспондентов программы, не надуманные, а из реальной жизни: на стыке чудесных, даже мистических явлений, которые мы наблюдаем в повседневности или, наоборот, упускаем из виду. Но растолковать их достаточно просто: нужно лишь быть наделенным силой веры независимо от того, представителем какой конфессии вы являетесь.
— 5 лет — достаточно долгий срок для подобного рода проектов. Вы сами–то за эти годы не потеряли к нему интерес?
— Не секрет, конечно, что передача такого жанра живет в среднем 3 года, иногда даже меньше. Однако на долгосрочную перспективу мы, безусловно, рассчитывали. Все–таки за столько лет у меня уже выработалась интуиция, которая подсказывает, что может заинтересовать зрителей. Когда брались за «Силу веры», боялись только того, что может не хватить опыта. Все–таки ежедневно заниматься новостями культуры — это одно. Молодым корреспондентам, которые работают у меня в отделе или просто приходят на практику, как правило, хочется глянца, гламура... А тут серьезная программа, утраченные и возрожденные духовные и материальные памятники культа. Но мои девчата молодцы, со всем справляются. Вообще, глядя на них, убеждаюсь в том, что новое поколение журналистов вовсе не потеряно.
— Многие, наоборот, говорят, что журфак уже не тот и не держит планку главной кузницы кадров.
— А к нам не после журфака приходят. Факультет журналистики БГУ не дает искусствоведческое образование, да и не должен этого делать, у него другая миссия и функции. Именно поэтому прекрасные корреспонденты получаются из студентов и выпускников академии искусств, университета культуры. Эти вузы хоть и выпускают менеджеров культуры, продюсеров, но при этом все девушки с амбициями, хваткой, имеют хорошую культурную базу. У многих за плечами мощная семейная биография, известные в культурных кругах родители–деды–прадеды. То есть девушки не пустые, основы и понимание культуры им заложили еще в детстве.
— Вот вы все время говорите о своих корреспондентах в женском лице. Молодые люди, получается, совсем «в культуру» не идут?
— Увы, такова тенденция. У вас же в отделе культуры «СБ» тоже только барышни работают, верно? А парням на телевидении, видимо, больше «Зона Х» интересна. Что там культура с ее театрами и выставками? Я, как видите, скорее исключение из общего правила.
— Но как так случилось?
— А вот здесь я как раз хочу вспомнить журфак. Университет — это не только учеба, знания, но и люди. Педагоги у нас были замечательные. Я еще застал ту, старую, школу — Ефросинью Бондареву, Татьяну Орлову, Бориса Стрельцова, Григория Булацкого. Они задали такую планку, поддерживать которую очень сложно. А ведь мы не должны быть хуже своих учителей... Интерес к культуре разглядела во мне Ефросинья Бондарева. Сосватала в газету «Культура», а тогда это было серьезное академическое издание. Отработал там 3 года, потом ушел на БТ. Агентство теленовостей в те годы только зарождалось, и мне все это было чрезвычайно интересно. Как журналист я был и остаюсь очень жадным до новостей, кроме того, всегда нравился жанр телевизионной публицистики. Единственное, в чем пришлось ужать себя, — длинные сложные тексты. Все–таки газета и ТВ — вещи разные.
— А это правда, что с белорусским языком вы познакомились уже в достаточно зрелом возрасте, причем благодаря песням легендарных «Песняров»? Честно говоря, в это сложно поверить, потому что на журфаке, помнится, студентам всегда говорили: «Хотите услышать идеально правильный белорусский язык, слушайте Ревуцкого».
— Правда, что ли? Мне очень приятно. А белорусский язык я действительно выучил сам, уже после школы. Когда был маленьким, мы жили в России, в Ханты–Мансийском округе. Естественно, вокруг говорили по–русски. Окончив школу, стал думать, куда поступать: в Ленинград или Львов на военную журналистику. Помню даже, как меня просили сказать что–нибудь на белорусском, а я ни слова не знал! Потом услышал «Песняров» — и каким же красивым, мелодичным показался мне язык! Когда переехал в Беларусь и устроился в быховскую районную газету, начал изучать, читать, переводить. У нас была наборщица, с которой мы разбирали все тексты буквально по словам. Она же подарила мне русско–белорусский словарь под редакцией Якуба Коласа и Кондрата Крапивы.
— Михаил Николаевич, а когда в последний раз вы были в театре?
— В театр давно не ходил, а вот концерты посещаю с удовольствием. В последний раз был по делам семейным: 25 марта выступал мой сын Матвей. Он поет в хоре мальчиков республиканской гимназии–колледжа при Белорусской государственной академии музыки. Помните наш историко–документальный цикл «Они пели за Родину» о главных песнях военных и послевоенных лет? Сын в составе хора принимал в нем участие, чем я очень горжусь. Сейчас стараюсь не пропускать ни одного его концерта.
— Тогда напоследок как человек, который знает о культурной жизни страны практически все, посоветуйте, куда сходить развеяться в выходные?
— А съездите в Пинск! Я не шучу: в Полесском драмтеатре дают прекрасную «Пинскую шляхту» в постановке Виталия Барковского. Спектакль получил спецнаграду от Белтелерадиокомпании на прошедшей Национальной театральной премии, и совсем недавно телеверсию показали в эфире третьей кнопки. Если пропустили по телевидению, милости прошу в Пинск. И вообще, советую не зацикливаться на театральной жизни столицы, поездите по регионам. Например, лично я очень уважаю витебский драмтеатр имени Якуба Коласа и Могилевский областной театр кукол, где совсем недавно режиссер Игорь Казаков представил очередную новинку — спектакль для взрослых «Синяя–синяя» по Владимиру Короткевичу. Посмотрите обязательно, уверен, не пожалеете.
leonovich@sb.by