— Наш американский продюсер никогда не настаивает на количестве концертов, — рассказывает лидер группы Змитер Сосновский. — Говорит прямо: оцените, сколько вы выдержите. В прошлый раз, например, выдержали 58. В последний день в Хьюстоне у «Старога Ольсы» могло быть еще три выступления. Мы приехали — и поняли: все, нужно ставить точку. Большинством голосов (а в группе все решается большинством голосов) решили, что дальше не играем. И это был по–настоящему счастливый день. Столько концертов — действительно очень тяжело физически.
— Чем же вы так зацепили американцев?
— Медиевальная — средневековая музыка у них не развита совершенно. Старинные мелодии там играют в основном на классических инструментах — скрипке, виолончели. Или на народных. Нет такого, как в Европе, — если стиль medieval, то и аранжировки, и инструменты должны быть максимально близки тому времени.
— Но вы же ехали в Америку с альбомом средневековых каверов на рок–хиты...
— Хотел бы однозначно подчеркнуть, что презентации диска Medieval Classic Rock был посвящен наш единственный концерт в Сан–Франциско. На всех других мы исполняли оригинальную средневековую музыку. Публике это намного интереснее, чем любые кавер–версии рок–классики, которую все давно переиграли. Мы не кавер–бэнд, никогда им не станем, поэтому с самого начала планировали свое участие в фестивалях стародавней культуры. И получили убедительный результат — приглашение на новый тур по Америке.
Выпуск диска и гастроли «Старога Ольсы» — два совершенно разных события. Когда после телепроекта «Легенды. Live» мы согласились на предложение издать такой диск на американской крауд–платформе Kickstarter и собрали необходимую сумму в первую же неделю, у нашего продюсера возникла идея познакомить нас вживую с людьми, которые поддержали группу. Деньги на билеты и аренду автобуса по Америке также собрались очень быстро.
— Но, насколько мне известно, за диск «Старога Ольсы» «голосовали долларом» не только в Америке, а и в Японии, Новой Зеландии...
— До сих пор приходят возмущенные письма с вопросами, почему мы не добрались до Англии, не выступили в Бразилии. Из Бразилии, кстати, писем особенно много. А с Англией мы уже давно ведем переговоры, но, видимо, звезды пока складываются не в нашу пользу. Ну, или финансовый кризис.
— А что вам кризис, когда потенциальная публика сама готова оплачивать гастроли? Бросьте клич в интернете еще раз — и билеты снова у вас в кармане. Уже в Англию.
— «Народным финансированием» мы решили больше не пользоваться. У нас так часто спрашивали, сколько денег мы собрали и куда их потратили, что решили впредь не давать поводов для таких вопросов. Kickstarter создан не для зарабатывания денег, с помощью этого ресурса можно собрать конкретную сумму на заявленную цель, и никак иначе, причем это будут безналичные деньги. Но сейчас все издержки несет наш продюсер, и мы должны компенсировать ей затраты.
— По–прежнему только своими старинными инструментами — главным шоу «Старога Ольсы»?
— Кстати, шоу — новая для нас сфера. Например, в Беларуси (как и повсюду в Европе) очень придирчиво относятся к качеству звука, настройке аппаратуры. Для американцев это не так принципиально. Иногда мы даже шутили — любой из наших звукооператоров стал бы в Америке богом. Там куда больше озабочены тем, что мы делать не умеем, — свободным общением с публикой. Шутки, шпильки, непринужденные разговоры — американские концерты очень интерактивны. У нас такое взаимодействие с залом случается время от времени, в зависимости от настроения музыкантов. В Америке — обязательное условие для каждого коллектива и исполнителя. Вдобавок есть довольно жесткое, хоть и негласное требование, что после концерта минимум час музыкант должен оставаться в полной доступности для своей публики. В Миннесоте был забавный случай. Один парнишка ходил на наши выступления раз за разом, в конце концов осмелел и после концерта попросил рассказать о стране, где играют такую необычную музыку. Хотя бы о погоде. Анекдот в том, что в Миннесоте климат точно такой же, как в Беларуси. Мальчишка был разочарован.
— Ходят разговоры, будто «Стары Ольса» собирается выкладывать в Ютуб ролики для обучения своих американских поклонников белорусскому языку...
— Это пока вряд ли. Хотя почти повсюду местные официанты, узнав, из какой мы страны, оперативно заглядывали в интернет и приносили нам блюда со словами «Калi ласка, бульба. Вось морква». Такой жест вежливости. Но если эти ролики когда–нибудь и появятся, скорее, для белорусской публики. Ей нужнее. Чтобы новый виток интереса к национальной культуре из модной этикетки превратился во что–то более глубокое.
— В апреле в очередной раз пройдет «Дударскi фэст», одним из организаторов которого вы остаетесь много лет. Успеете вернуться с гастролей?
— Ну, если обещано, что «Стары Ольса» участвует в концерте, значит, успеем. Жалко, что в этом году «Дударскi фэст» пройдет в урезанном формате. Запланированы только один концерт и конференция с презентацией музыки Федора Стеся. В 1930–е годы он был очень известен, ходил со своей дудой от деревни к деревне, я даже нашел его родных и напечатал фото Федора в своем двухтомнике «Истории белорусской музыки». Но возможности услышать, как звучала его дуда, до сих пор не было. И вот сейчас в одном из московских архивов обнаружились записи... Правда, место для конференции пока не выбрано. Концерт же пройдет в клубе Re:public, вся программа составлена из известных имен. Лимит заявок для потенциальных участников концерта был исчерпан очень быстро, и молодым музыкантам мы вынуждены отказывать. К сожалению, позволить себе такой фестиваль, как раньше, нереально. Кризис отразился на всей сфере шоу–бизнеса, одним концертом собрать столько денег, чтобы хватило еще и на конкурс для молодых музыкантов, теперь невозможно. Но они смогут прийти на конференцию, пообщаться с мастерами и между собой, познакомиться с инструментами, поучиться. Ведь формальная часть, когда презентуются исследования и находки, там не основная. Главное случается потом, когда люди расходятся, начинают играть, обмениваться инструментами...
— Молодым музыкантам дуда все так же интересна?
— Их становится даже больше, и многих, что приятно, мы не знаем. Я имею в виду тех, кто прислал заявки на «Дударскi фэст» в этом году.
— Сами делают свои дуды?
— Сейчас с этим проще, можно заказать у мастеров. Только в 1990–х, когда мы начинали, каждый был сам себе мастер. И, кстати, это близко к народной традиции. В старину дударь, волынщик был не просто музыкантом, а человеком, сопровождающим обряды. И свою дуду должен был вырастить лично, буквально из козленка. Инструмент — он ведь живой. Считалось, что дуда объединяет несколько миров: сам козленок уже не здесь, но его голос остается на этой земле.
— Так уже никто не делает?
— Мы еще делали. Растили козленка... Хотя по этому поводу было много шуток: мол, никому об этом не рассказывайте, чтобы вас не расценивали как секту. Но я не исключаю, что традиция вернется. Возможно, новая генерация дударей реставрирует старинный обряд. Все чаще мы узнаем, что в каком–то из наших городов появился новый дударь, молодежь возрождает старинные обряды — колядование, волочобничество, Купалье и другие, где звучит дуда. Собственно, она издавна была главным музыкальным инструментом в Беларуси. Видимо, генетическая память хранит где–то ее тембр, когда столько людей хотят слышать эти звуки.
Фото Олега БЕЛОУСОВА
Советская Белоруссия № 23 (25158). Пятница, 3 февраля 2017