Каким будет мир после переговоров России с США, НАТО и ОБСЕ

Сложный раунд

В Женеве завершился первый, самый важный, раунд переговоров между дипломатами России и США по поводу гарантий безопасности, обозначенных Россией коллективному Западу. Вчера прошли переговоры с представителями ­НАТО, а сегодня в Вене должна состояться встреча российской делегации с делегацией ­ОБСЕ. Но именно прямые российско-американские переговоры самые важные. Почему? Всем понятно, что США заправляют ключевыми сферами западного блока, особенно военной сферой, и являются главной скрипкой в Североатлантическом альянсе. А договоренности с американцами являются ориентиром для альянса и Евросоюза.

Жесткие позиции 

Переговоры в этой части завершены, что можно сказать об их итогах? Очевидно, что участники подошли к ним с максимально жесткими позициями. Российская сторона обозначила, что считает неприемлемым освоение инфраструктурой ­НАТО стран бывшего восточного блока и постсоветских республик, что прямо угрожает безопасности России.

Руководство России апеллирует к заверениям лидеров Запада, которые давались Горбачеву и ­СССР, о том, что после объединения Германии ­НАТО не будет продвигаться на Восток. И хотя прямых письменных обязательств не сохранилось, мы можем реконструировать ход переговоров и общения советских лидеров и западных на закате холодной войны. Такие гарантии озвучивались.
Сегодня западные политики все это отрицают. Раз нет четкой фиксации в договорах, значит, ничего и не было. То есть они просто обманули, обвели вокруг пальца, а после распада ­СССР в эйфории от этого не посчитали нужным выполнять какие-то там устные обещания. И на тот момент казалось, что Запад окончательно победил, поэтому и требовать больше некому.
Но прошло время, мир изменился. Россия стала возрождаться и восстанавливать свое влияние и военно-политическую мощь. Неимоверно окреп Китай, который уже сам может тягаться с США в экономике, технологиях и военной сфере.

Это значит, что можно и нужно договариваться о новых условиях существования в мире. Для России это принципиально — иметь пояс безопасности, а не вражды по периметру своих границ, и эти требования были предъявлены.

Получится ли этого добиться, учитывая, что требования России на Западе восприняли как ультиматум и вряд ли пойдут на выполнение всех его условий?.. Российские дипломаты продолжают делать жесткие заявления. Например, о том, что ­НАТО должен вернуться к границам 1997 года, то есть без стран Балтии, Центральной Европы и балканских стран, собирая оттуда «манатки».

Не мнимая угроза 

Действительно, продвижение ­НАТО как началось после распада восточного блока, так и продолжается. И уже, кроме балканских стран (Черногории и Македонии), перед нами маячит перспектива вступления в альянс Грузии и Украины. Причем в случае с Украиной это будет самая опасная авантюра.
Для России членство Украины в ­НАТО, развитие там западной военной инфраструктуры абсолютно неприемлемо. Но это уже происходит, и дальше спокойно наблюдать за этим процессом невозможно — угрозы безопасности для России и региона в целом от этого слишком велики.
Членство Украины в ­НАТО — очень резкое и непредсказуемое нарушение баланса сил, которое Россия и ее союзники не могут себе позволить. Поэтому и звучит достаточно жесткая риторика.

Официальные заявления об итогах переговоров очень скупы: стороны готовы выслушивать друг друга, диалог идет, но от принципиальных позиций никто не готов отказываться. Для США это — открытые двери для вступления в альянс, для России — Украина в ­НАТО.
Возможен ли здесь компромисс? Он обычно находится в сближении переговорных позиций, изначально очень жестких для нахождения взаимно приемлемого решения. Понятно, что ­НАТО вряд ли будет возвращаться к границам 1997 года. Но вот в отношении приема новых стран постсоветского пространства возможны уступки.
Во всяком случае членство Украины в ­НАТО не выглядит таким уж безальтернативным. Иначе бы с Россией никто не вел переговоры. А ведут потому, что понимают: Россия будет действовать, у нее есть силы и средства для активного противостояния таким планам, и, если к ней не прислушаются, возможны крайне непредсказуемые последствия.

Украинский объект 

Вы спросите, а как же сама Украина, почему обсуждение идет без ее участия? К сожалению, так часто бывает, когда государство реально лишается суверенитета. Сильные мира сего принимают во внимание только свои интересы и мало думают об объектах своих переговоров, особенно если они сами делают все, чтобы из субъекта превратиться в объект. С Украиной происходит именно так.

Впрочем, недооценивать степень неадекватности теперешних украинских властей тоже не стоит. Для того чтобы придать себе значимости и не допустить невыгодных для себя договоренностей, они могут пойти и на военную эскалацию в Донбассе, даже когда на это не будет соизволения США и других внешних кураторов. И все это тоже прекрасно понимают, поэтому и ведут переговоры. 
Мало просто договориться о нейтральном статусе Украины, нужно еще иметь гарантии того, что власти этой страны не пойдут на провокации и военную эскалацию, чтобы сорвать стабилизацию в регионе.
Переговоры продолжаются, вряд ли мы увидим в них прорывы или политические сенсации, но в любом случае хорошо, что они идут, стороны готовы слышать и воспринимать друг друга. Потому что когда говорят дипломаты, пушки молчат...

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter