Сложнейшая арифметика?

Большинство белорусов хотят воспитывать максимум двоих детейТаковы данные социологического исследования Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты, в котором приняли участие 823 женщины из всех регионов страны. За рождение второго ребенка высказались 64,4 процента участниц опроса, троих детей мечтают иметь только 27 процентов, остановиться на одном ребенке планируют 23,1 процента матерей.

Приведенные цифры не могут не настораживать: единственный способ выбраться из демографической ямы, в которую Беларусь “угодила” больше 15 лет назад, — возобновить естественный прирост населения. Для чего необходимо следовать немудреному арифметическому правилу: минус два — плюс три. Проще говоря, отец и мать должны оставить после себя троих детей. Но с подобными настроениями к решению демографической проблемы подходит явное меньшинство белорусов. Почему?
С кого брать пример?
Не секрет, что две главные причины категорического нежелания молодых семейных пар “плодиться и размножаться” кроются в жилищном и денежном вопросах. Бог с ними, с европейскими мерками, согласно которым на каждого члена семьи должна приходиться отдельная комната плюс одна общая для семейных посиделок по вечерам. Нам хотя бы обеспечить нормальным жильем тех, кто воспитывает подрастающую смену в однокомнатных хрущевках. К сожалению, несмотря на то, что  семьям с детьми государство дает льготные кредиты на квартиры, спрос по-прежнему превышает предложение. Что  касается материальной проблемы, то и здесь не все так гладко, как хотелось бы: с одной стороны — один из самых продолжительных среди стран по обе стороны Атлантического океана отпусков по уходу за детьми — огромное достижение нашей социальной политики. С другой — небольшие пособия, которые, вполне возможно, выгодно отличаются от тех, что платят в странах-соседках России, Украине, Латвии, зато сильно уступают пособиям в западноевропейских государствах. Во многих странах подобный вид социальной защиты молодых мамочек привязан к заработной плате. Например, в Венгрии пособия на детей выдают начиная с 6-месячного возраста ребенка с зачетом этого периода в трудовой стаж матери. В Швеции на реализацию семейной политики ежегодно расходуется около 4 процентов ВВП, а финансовая поддержка семьям с детьми представляет собой разветвленную систему пособий: родительское, детское, по уходу за больными и детьми-инвалидами, за усыновление, жилищное. Кроме того, государство из бюджета вносит страховые взносы на индивидуальные счета матерей, тем самым обеспечивая больший размер их пенсий в будущем. В Канаде введено целевое пособие на детей в возрасте до 6 лет, которое родители могут использовать для оплаты дошкольного учреждения, найма няни, покупки ребенку необходимых товаров или накопления на будущую учебу. Семьи, воспитывающие детей, в ряде случаев здесь освобождаются от налогов... Все это, конечно, достойно примера. Однако, не будем забывать, относится к странам, давно и успешно справившимся с большинством экономических проблем. Беларусь же пока находится в середине этого пути...
Одиночка — это судьба?
С уходом женщины в декретный отпуск из семейного бюджета автоматически убывает довольно ощутимая сумма денег. И ежемесячное пособие на детей до 3 лет в размере 187 тысяч 500 рублей вряд ли компенсирует эту материальную потерю. Один раз, при условии, что зарплата супруга позволяет справиться с денежными трудностями, это пережить можно. Хотя бы ради того, чтобы ощутить счастье материнства и отцовства. Однако во второй раз уже возникают сомнения: на зарплату одного члена семьи и все то же пособие теперь вынуждены будут кормиться и одеваться ни много ни мало четверо. А как тут не вспомнить про резко “потяжелевшие” с нового года жировки? А если семья выплачивает кредит или снимает квартиру?
Что же касается одиноких представительниц прекрасной половины человечества, то им при желании реализовать свои материнские инстинкты приходится рассчитывать разве что на помощь пожилых родителей. Или похоронить мечту о ребенке до лучших времен (главное, чтобы эти времена наступили до начала климакса). Потому как на малыша таким женщинам выплачивают около 260 тысяч рублей. Что такое 260 тысяч при нынешних ценах, никому объяснять не нужно. Больше трети этой суммы придется выложить за оплату коммунальных услуг, света и телефона в типовой однокомнатной квартире. Оставшиеся деньги — это полтора похода на рынок за продуктами...
Уровень доходов своей семьи назвали недостаточным для содержания ее в нынешнем составе 36,4 процента участниц соцопроса. Кстати, это мнение разделяют как горожанки, так и жительницы деревень. Семейный бюджет 22,4 процента респонденток позволяет планировать рождение только одного ребенка, завести второго малыша могут всего 6,7 процента опрошенных женщин. При этом будущие мамы  меньше всего задумываются о повышении едино-временного пособия — за это высказались 4,3 процента женщин. Не популярно и продление социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им 5-летнего возраста (только 1,9 процента ответов), что, в принципе, немудрено: даже при нынешнем трехлетнем отпуске все больше и больше белорусок стремятся выйти на работу как можно раньше, чтобы начать поскорее зарабатывать деньги.
Время ломать стереотипы?
— Справедливости ради отметим, что проблема безденежья в вопросах увеличения семьи играет, может, и одну из главных, но не ведущую роль, — считает директор ЧУП “Психологический центр ресурсных возможностей человека” психолог Людмила ТУТЫНИНА. — Сегодня в мире насчитывается более 60 стран с отрицательным балансом рождений и смертей. Демографический кризис процветает и в развитых государствах с высоким уровнем заработной платы среднестатистических граждан. Тем не менее британцы, французы, австрийцы, испанцы тоже не торопятся обзаводиться вторым и третьим ребенком. Боятся выпасть из привычного ритма жизни, затормозить свой карьерный рост. Кроме того, у нас выработались определенные клише: обратите внимание, как вы реагируете на известие, что у кого-то из ваших знакомых родился третий или четвертый малыш. Минимум — “ого!”. Максимум — “им что, делать нечего? Одного бы обеспечили, зачем плодить нищету?”. Вспомните, 90 процентов телевизионных рекламных роликов на семейную тему показывают маму, папу и одного ребенка. На протяжении многих десятилетий быть просто женщиной — женой и мамой — считалось едва ли не постыдным. Ролью будущей домохозяйки пугали троечниц в средних школах. И сейчас еще продолжается такая практика. Феминизация общества, гендерное уравнивание мужчин и женщин постепенно привели к тому, что представительницы слабого пола, шагнувшие в широкий мир, наотрез отказались “возвращаться в семью, домой”. Это, увы, наш стандарт. Мы с детского садика воспитываем девочек и мальчиков как усредненный субпродукт: они одинаково бегают на уроках физкультуры, сдают одинаковые нормативы. Родители считают чуть ли не бедой вселенского масштаба, если их дочь вместо того чтобы поступить в университет и думать о карьере, решает вдруг срочно забеременеть и выйти замуж.
Нужно четко разобраться, чего мы хотим. Видеть женщину у домашнего очага, в кругу минимум троих детей? Или проводящей дни и ночи на работе, стремительно шагающей по карьерной лестнице? Вернуть в общество престиж понятия “семья”? Или поддерживать престиж современной интерпретации понятия “успешная женщина”? К сожалению, совместить в одном человеке несколько взаимоисключающих особенностей мировосприятия и воспитания невозможно...

 Мнение

Государство немало тратит на поддержку материнства и детства, утверждает Лариса БОГДАНОВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов:
— Важно никогда не забывать о том, что детей рожают не для государства, а в первую очередь для себя, — говорит депутат. — Каждая семья должна планировать рождение своего первенца, второго или третьего малыша. Разумеется, ребенок в доме — это  большие затраты. Иногда на малыша уходит столько денег, сколько не тратят и на подростка. Однако означает ли это, что государственный бюджет должен содержать каждую женщину, решившую испытать радость материнства, в течение трех лет? Прежде чем перечислять недостатки социальной политики, нужно вспомнить многочисленные плюсы и порадоваться за то, что они есть. Мама не хочет уходить в декрет с высокой зарплаты на ежемесячное пособие? Пожалуйста, нашим трудовым законодательством предусмотрено, что отпуск по уходу за ребенком до трех лет может взять любой член семьи, хоть бабушка. Повышаются единовременные пособия на детей, уже подготовлены документы, предусматривающие повышение ежемесячных пособий до 100 процентов БПМ, что, к сожалению, не получилось сделать в первый месяц нового года. Не забывайте про то, что наши родители только частично оплачивают пребывание своего малыша в детском саду, питание для детей первых двух лет жизни и вовсе бесплатное. Уход за детьми-инвалидами засчитывается родителю в трудовой стаж, а многодетные семьи имеют большие льготы при строительстве жилья, налоговые льготы, получают субсидии. Если собрать все вместе, получается большая сумма, которую государство ежегодно тратит на поддержку материнства и детства. Кроме того, говоря о хорошей жизни за границей, нужно не упускать из виду, что ни в Германии, ни в Польше, ни в США не предусмотрено сохранение рабочего места за родившей ребенка женщиной. Отсидела в декрете месяц, два — и будь добра сама о себе позаботиться. Я считаю, что государство в меру своих сил делает все возможно, чтобы стимулировать рождаемость. Остальное зависит от сознательности и ответственности будущих родителей.

 А что скажут мужчины?

Что мешает главе семейства решительно сказать супруге: “Рожай второго (третьего), а я обеспечу нам достойное существование”? При каких условиях вы согласились бы завести второго или третьего ребенка? Эти вопросы мы адресовали представителям сильной половины человечества.

Сергей ВАСИЛЕВИЧ, инженер, д.Большая Ковпеница Барановичского района Брестской области, 37 лет:
“Нашей дочке двенадцать лет и пока мы не планируем второго ребенка, в последнее время даже не обсуждаем это с женой. Слишком много забот в жизни и так”.

Андрей БУШУНОВ, программист, г.Полоцк Витебской области:
“Главное условие — достаточное материальное благополучие. И, конечно, согласие супруги. Когда видишь, как растет и развивается дочка, хочется узнать, а какими были бы другие наши дети. Я рос в семье один, но всегда мечтал о брате или сестричке. Вдвоем веселее, да и, позврослев, братья и сестры помогают друг другу. Дети — это просто большая радость”.

Игорь С., рабочий, 32 года, г.Минск:
“Рожая второго или третьего ребенка, мы неизбежно обделяем первого, не сможем покупать дорогие игрушки и книжки, возить его на море, оплачивать лечение у хороших врачей. На ребенка нужно очень много денег, а мы это просто не потянем. Тем более сейчас, когда на предприятии нас заставляют брать отпуска за свой счет, а в перспективе возможно сокращение. Жена работает продавцом, и терять вторую зарплату в семье на три года — значит стать нищими. Разве дети будут от этого счастливы?”

Сергей БОЖКО, экономист, г.Молодечно:
“Пока мы не собираемся рожать второго, первому ребенку всего год и четыре месяца. Я работал учителем математики, но, отработав два года по распределению, перешел в банк, так как нам нужно выплачивать кредит за квартиру. Конечно, хотелось бы, чтобы пособие по уходу за ребенком стало больше. Возможно, годика через два родим второго ребенка, ведь главное, что есть жилье”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter