Источники напряженности на границе Турции и Сирии

Сложная игра

На этой неделе мир взбудоражили посылы президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который заявил о том, что страна начнет принимать меры по завершению создания зоны безопасности глубиной 30 километров вдоль южных границ. Анонсировалось, что окончательное решение будет принято после того, как турецкие вооруженные силы, разведка и силы безопасности завершат подготовку к операции. Вообще, трансграничные операции в Сирии Турция ведет с 2016 года. Первые две назывались «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь». В октябре 2019-го началась операция «Источник мира». В марте 2020 года в Идлибе турецкие военные проводили операцию «Весенний щит». Каждая из них имела целью подавлять террористические угрозы, исходящие из северной части Сирии. Разбираемся в истории вопроса. 

Только бизнес 

Речь идет о курдских и арабских отрядах, действующих в Сирии, которые Турция считает угрозой для своей территориальной целостности и безопасности. Американцы действия турецкой стороны не поддержали еще в 2019-м и вывели войска из регионов проведения тогдашней операции, хотя у них и были определенные договоренности с курдскими повстанцами. 

Сейчас представитель Госдепартамента Нед Прайс заявил: «Мы глубоко озабочены сообщениями и обсуждениями потенциального усиления военной активности на севере Сирии… Мы признаем законные опасения Турции по безопасности на южной границе Турции, но любое новое наступление еще больше подорвет региональную стабильность и поставит под угрозу силы США и кампанию коалиции против ­ИГИЛ». 
Удивляться здесь нечему. США всегда используют те или иные силы в различных странах исключительно в своих интересах. Как только эти интересы меняются, как только «союзники» становятся не нужны, их тут же кидают на произвол судьбы. История ухода американцев из Афганистана — красноречивое этому свидетельство.
Курдские повстанцы и представители так называемой сирийской демократической оппозиции нужны были США для ведения прокси-войны с законным сирийским правительством Башара Асада, с одной стороны, а также с другой — с ­ИГИЛ. Эти формирования должны были контролировать нефтеносные регионы Сирии для того, чтобы туда заходили американцы и добывали там нефть. Ничего личного, только бизнес.

Часть курдов, которая сделала ставку на американцев, естественно, преследовала свои цели: им нужны были оружие и финансовая поддержка, для того чтобы вести борьбу за создание независимого государства на территории Сирии и Турции. При этом для Турции курдский сепаратизм — очень серьезная проблема.

Запутанный клубок 

Курды в этой борьбе не гнушаются террористическими методами, и турецкие власти ведут с ними многолетнюю ожесточенную борьбу. В связи с этим можно понять, почему Турция выдвигает Швеции и Финляндии условия для вступления в ­НАТО — отказ от поддержки курдских формирований.
Формирования «сирийской демократической оппозиции», состоящие в основном из арабов, представлены отрядами полевых командиров, которые годами воюют прежде всего за себя, а также претендуют на власть в северных регионах страны вместо законного правительства.
И все это отражает сложный клубок этнических и религиозных противоречий. Турки хотят иметь свою зону влияния в Сирии и опираются на местные тюркоязычные племена — туркоманов. Ираноязычные курды стремятся к независимости, причем часть из них сотрудничала с американцами, а часть воюет за независимость под красными флагами социализма. 

Представители арабской оппозиции воюют за себя и за тех, кто предложит больше финансовой помощи, а еще есть недобитки ­ИГИЛ и, конечно же, правительство Башара Асада, которое поддерживают Россия и Иран. И это очень схематичная картина происходящего. Ведь там, кроме Турции, есть интересы Израиля, Саудовской Аравии, Катара и западных стран.

Турецкая сторона давно пытается закрепиться на севере Сирии, тем более что там есть на кого опереться. С точки зрения официальных властей Сирии все это воспринимается как попытки оккупации части территории страны.

Большие амбиции 

Ситуация действительно сложная, и каждый стремится по максимуму реализовать свои региональные амбиции и интересы. 
Турецкие власти можно понять, им действительно нужно быть уверенными в безопасности своих южных границ и в том, что сирийский Курдистан не станет опорной территорией для дальнейшего отделения районов Турции, населенных курдами.
Турция в борьбе с курдами рассчитывает только на силу и подавление, в связи с чем и анонсирована возможная операция. Правда, есть сомнения, что такие меры в итоге решат проблему. Курды — это 20-миллионный народ, у которого нет своей государственности, и за нее они ведут многолетнюю борьбу. Возможно, решение проблемы заключалось бы в предоставлении курдам на территории Сирии национальной автономии (но в составе единого сирийского государства) при отказе вести борьбу за отделение курдских районов от Турции. Гарантами для курдов должны выступить влиятельные региональные и внешние силы.

К сожалению, пока к поиску таких решений никто не готов и все действуют силовым способом. Турция, кстати, уже не первый раз объявляет о создании буферной зоны у своей границы и проводит там операции против отрядов курдов и арабов. Но пока окончательной победы у Турции нет, и все приходится повторять.
Однозначный вывод можно сделать лишь о роли западных стран в региональных делах: она точно деструктивна. Попытки Запада, особенно США, Франции и Британии, свергнуть Башара Асада в Сирии привели к очень кровопролитной гражданской войне, появлению «Исламского государства», борьбе всех против всех на этой многострадальной земле.
А Запад только и делал, что поддерживал одних против других, поставлял оружие для продолжения войны, финансировал откровенных террористов, которые в этот момент были нужны для борьбы с конкурентами, и пытался получить доступ к ресурсам этой страны. То есть западные государства вели себя, как обычно, — как стервятники, почуявшие добычу в виде свалившейся в войну, беды и лишения некогда цветущей страны.

Сегодня нечто подобное мы видим рядом с нами, в Украине. Эта страна также стала масштабным полем боя, к чему непосредственно приложил руку именно Запад, всегда зарабатывающий на людской беде, войнах и конфликтах.

Алексей ­ДЗЕРМАНТ, политический аналитик. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter