Сложение вычитанием

Кодекс об образовании, который обсуждали пять долгих лет, наконец принят депутатами во втором чтении и после подписания Главой государства вступит в силу 1 сентября 2011 года...

Кодекс об образовании, который обсуждали пять долгих лет, наконец принят депутатами во втором чтении и после подписания Главой государства вступит в силу 1 сентября 2011 года. Можно ли, как Ленин или Циолковский, сдать экстерном экзамены за весь курс университета? За что может быть отчислен студент? Что нужно для восстановления или перевода в другой вуз? Теперь, чтобы узнать ответ на волнующий вопрос, не нужно пересматривать десятки разных положений и инструкций. Есть один документ, который объединил и упорядочил все принятые за последние 20 лет образовательные законы.


Прежде всего кодекс уточняет права и обязанности тех, кто получает и предоставляет знания. Например, приравнивает воспитателей и директоров детских садов к педагогическим работникам. А значит, с момента вступления документа в силу они имеют полное право требовать такой же заработной платы и отпуска, как у школьных учителей и преподавателей в вузах. Есть и такой момент: запрещается спускать учреждениям образования план по внебюджетной деятельности, а средства, полученные ими от платных услуг, должны поступать в их полное распоряжение. На бумаге выглядит красиво. Но ведь, скажем, самый весомый доход школ — это сдача в аренду помещений. Например, можно на вечер или на выходные арендовать кабинет для проведения каких–нибудь подготовительных курсов либо спортивный зал — для тренировок. Только вот львиную долю доходов от аренды забирает себе главный собственник всех школьных зданий — исполком — и делит потом по своему усмотрению. А значит, школы не очень–то заинтересованы в том, чтобы искать себе «постояльцев». Прибыль же от платных занятий обычно небольшая, облагается налогом и в основном уходит на оплату работы учителя. Так что «спонсорские» взносы родителей по–прежнему будут чуть ли не самым весомым вкладом во внебюджетную деятельность учреждений образования.


Кстати, педагоги имеют право на материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности. Однако оклад учителя зависит от его еженедельной нагрузки, категории и разряда. Талант в расчет не берется. И бездарь, и современный Ушинский получают одинаково.


— Мы не раз на заседаниях обсуждали вопрос, по каким критериям оценивать качество преподавания, — замечает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Владимир Зданович. — Ведь, бывает, учитель получает высшую категорию и перестает «гореть», а другой — без категорий, но уроки ведет по высшему разряду. Некоторые предлагали: пусть ученики оценивают. Но ведь те иногда «голосуют» за учителей, которые меньше спрашивают...


Плохая отметка в школе отныне будет только одна — «ноль», в профтехколледжах — еще «единица» и «двойка», а в ссузах и вузах — все отметки ниже «четверки». И начиная с 16 лет, учащегося теперь могут исключить за неуспеваемость по трем предметам (или за академическую задолженность) и за прогулы более 30 дней (а на образовательных курсах — всего трех дней!) в течение года без уважительной причины. Тогда как восстановиться можно только в течение трех лет, а в магистратуру — двух и не ранее чем через 10 месяцев после отчисления.


Новый документ предусматривает возможность индивидуального обучения учащихся. Считаете, что ваш ребенок слишком талантлив и опережает сверстников в освоении программы? Можете написать заявление на имя директора школы или ректора с просьбой обучать по индивидуальному плану, будет и «свой» график прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Правда, просто прийти в вуз и сдать экстерном экзамены, увы, так просто не получится. Нужно сначала поступить, а потом уже претендовать на экстернат.


На повышенном уровне предметы будут изучаться только в гимназиях, лицеях и суворовском училище. В остальных такой уровень будет обеспечиваться только на факультативах. Кроме того, согласно Кодексу об образовании учащиеся имеют право на место в общежитии или на возмещение расходов по найму жилья, а учителя — на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Однако сегодня педагоги получают на руки лишь 7.500 рублей в месяц, чего не хватает даже на подписку на одну профильную газету, не говоря уже о методических пособиях, профессиональных журналах, словарях...


— На самом деле ничего нового мы не придумали, — признает Владимир Зданович. — Эти нормы существуют еще с советских времен, и мы их переносим из документа в документ, надеясь, что когда–нибудь у государства появятся ресурсы, чтобы их выполнять. Сегодня сложно стране обеспечить каждого нуждающегося учащегося общежитием. А таких почти 29 тысяч! Тем более — компенсировать их расходы (150 долларов — за комнатку, 300 — за квартиру!). Сегодня ни один частный вуз не имеет общежития. А сейчас должен будет построить! Кроме того, руководители частных вузов могут предоставлять скидки по сформированной стоимости обучения. Раньше они говорили, что не могут этого делать, потому что нет нормы в законе...


В кодексе также расписан не только механизм распределения выпускников (а ему будут подлежать все, кто проучился на дневной форме за бюджетные средства не менее половины общего срока), но и указан четкий перечень оснований для свободного трудоустройства и для того, чтобы не возмещать средства, затраченные государством на подготовку специалиста (например, если наниматель нарушает трудовое законодательство или условия трудового договора). Появится и новый вид отпуска для студентов–заочников — для прохождения военной службы, после завершения которой учащиеся имеют право в течение года восстановиться там же и на тех же условиях.


Родители наверняка заметят и еще одно несоответствие того, что написано пером, тому, что происходит в действительности. Например, в ясельной группе не должно быть более 15 деток, а в детском саду и в начальной школе — более 20. Начиная с пятого класса, внимание одного учителя рассчитано максимум на 25 учеников. Но везде ли выполняются эти требования? Кому родители могут предъявлять претензии на некачественное образование, а педагоги — на отсутствие нормальных условий для работы? Вообще, будет ли предусмотрена ответственность за нарушение Кодекса об образовании, подобно трудовому или налоговому? Или нам пока предлагается просто ознакомиться со своими правами и обязанностями?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter