Львиная доля в западноевропейской экономике принадлежит малому и среднему бизнесу

Сложение множит силы

Какие принципы организации промышленного сектора реально работают?
Если поверхностно взглянуть на цифры, то очевидно: львиная доля в западноевропейской экономике принадлежит малому и среднему бизнесу. Но когда начинается реальная конкуренция, сталкиваешься с отлаженной машиной: огромной, всепоглощающей, перемалывающей своих противников в труху. Какой там средний бизнес, а тем более мелкий. Настоящие же монстры! И тем не менее именно небольшие компании являются хребтом той же немецкой экономики. И одновременно наводят ужас на аналогичных производителей по всему свету. Просто действуют немецкие «малыши» дисциплинированно, тактически верно, прекрасно маневрируют, поддерживают друг друга… Некогда прусская военная школа считалась одной из лучших в мире, соединяя мобильность и тактическую свободу и инициативность подразделений, одновременно подчиняя их общему стратегическому замыслу. Складывается впечатление, что немцы эти наработки из военной области, модернизировав и отшлифовав под современные реалии, перенесли в бизнес. В результате такие принципы организации промышленного сектора позволили Германии занять доминирующее положение в Евросоюзе. А дивизии, корпуса и соединения из малого и среднего бизнеса сегодня именуются кластерами.


Если не вдаваться в научную терминологию, то кластер чем-то напоминает кружок по интересам. Только сугубо профессиональным и коммерческим: если определенное количество компаний волнует решение одинаковых или сходных задач, они объединяют свои усилия. И потом пользуются их плодами на равных условиях. В целом по своим принципам кластер напоминает, а в ряде случаев и является общественной организацией. Правда, перед которой ставятся вполне определенные цели, которые должны привести к положительным экономическим последствиям у ее участников.

По большому счету, ничего особенно сложного в этом подходе нет. Более того, в некоторой степени технология выглядит даже примитивно. Но при всей своей простоте она обладает двумя оригинальными характеристиками. Во-первых, реально позволяет повысить конкурентоспособность и отдельно взятых компаний, и целых отраслей на международной арене, которая завалена самой разнообразной продукцией. Во-вторых, изобилует многочисленными подводными рифами, которые далеко не всем удается преодолеть. Да, принципиальная схема кластера умещается в несколько организационных диаграмм. Но вдохнуть душу в эту конструкцию достаточно непросто. 

Собственно говоря, задача кластера — объединить усилия по достижению единой цели разноплановых организаций: научных, образовательных, крупных компаний, малого и среднего бизнеса. Ибо решать в одиночку сложные инновационные проблемы не под силу даже огромным корпорациям. Даже колоссам необходима рука помощи различных партнеров. Время громадных универсальных компаний, которые способны автономно создавать новую продукцию от идеи до вывода на рынок, уходит в прошлое. Слишком забюрократизированными становятся такие структуры, неповоротливыми, к тому же их преследуют слишком большие риски. Малый бизнес мобилен, но на международной арене он выглядит муравьем. А кластер причудливым образом объединяет интересы множества разношерстных участников рынка. Причем на добровольной основе, без жесткой подчиненности, в отличие от холдинговых структур. Некоторые кластеры вообще создаются не на всю жизнь, а под реализацию определенных проектов или под создание новых продуктов.

Научный сотрудник Рейн-Вестфальского института экономических исследований в своей брошюре, которую он недавно презентовал в Беларуси, приводит простой, но конкретный пример. Крупная компания через кластерную структуру финансирует создание учеными качественно новых технологий сварки. Причем новые методы не утаиваются от малых и средних участников кластера. Более того, для их профильных сотрудников даже устраиваются специальные курсы по обучению новым методикам. Вопрос: зачем, собственно говоря, большой компании разбрасываться ноу-хау? Да ей очень выгодно, чтобы небольшие компании владели набором современных технологий. Ведь они являются поставщиками комплектующих, а они влияют на качество конечной продукции. Выгоды очевидны, но создать механизм, объединяющий разнообразные интересы, многого стоит.

Немцам это удалось. И сегодня сотни их кластеров корпят над созданием и новых биотехнологий, и авиационной продукции, и потребительских товаров. И весьма успешно. Почему бы и нам не попытаться. Правда, есть одно «но»: к практической реализации кластерных проектов не на теоретическом, а практическом уровне в Германии приступили еще в 90-х годах. Прошли через многочисленные ошибки, но создали конкурентоспособную систему. В том числе и при непосредственном участии государства. Словом, находясь на старте, мы уже лет на двадцать отстаем. Но есть и преимущества: реальная возможность научиться на чужих ошибках. И, не набивая на них шишек, интенсифицировать процесс.

Справка «Р»

Кластер — совокупность территориально локализованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, взаимодействующих между собой на договорной основе и участвующих в процессе создания добавленной стоимости.

Участники кластера — юридические лица и индивидуальные предприниматели, взаимодействующие между собой на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей.

Кластерная модель развития — концептуальный подход, предполагающий использование кластеров в качестве системообразующих элементов экономики, позволяющих реализовать конкурентные преимущества страны в рамках международного разделения труда.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter