Клишевич: конституционные законопроекты гарантируют стране мир и стабильность

Слово с делом не расходится

В марте 2021 года в Беларуси началась работа над проектом изменений Конституции. Через год, 27 февраля, обновленный вариант Основного Закона страны был вынесен на республиканский референдум. Абсолютное большинство граждан поддержало конституционные поправки. А это значит, что событие войдет в историю как очередная веха развития суверенной страны. Добавим, что проведение республиканского референдума совпало с острыми внешними событиями: сначала январскими беспорядками в Казахстане и вводом войск ОДКБ, а затем с началом специальной военной операции в Украине. Все эти факторы повлияли на явку и высокую поддержку поправок. 

Рисунок Олега Карповича

Тем не менее Конституция тогда только задавала некие общие рамки, например в части расширения полномочий Всебелорусского народного собрания и передачи ряда президентских функций. Впоследствии профильные законопроекты («О Президенте Республики Беларусь», «О Всебелорусском народном собрании», «О политических партиях и общественных объединениях», «О статусе депутата» и ряд других) потребовали значительной доработки. Кроме того, в статье 142 был оговорен двухгодичный срок для того, чтобы указы и распоряжения Президента также были приведены в соответствие с Конституцией.

При этом некоторые законы нужно было фактически написать с чистого листа. Новшества коснулись также военной доктрины и закона о военном положении. Большие изменения затронули Избирательный кодекс. По новой Конституции был назначен единый день голосования, то есть одновременные выборы законодательной и местной власти. Ближайшие такие выборы ждут нас в последнее воскресенье февраля 2024 года.

Таким образом, уже в 2024 -м по новому законодательству пройдут выборы в Парламент и формирование Всебелорусского народного собрания в новом статусе и с новыми полномочиями. Кстати, формат работы Палаты представителей как нижней палаты Парламента уже изменился: сейчас депутаты работают в формате круглогодичной большой сессии, а не в формате двух сессий, как было ранее. Это значит, что больше нет необходимости открывать внеочередную сессию для принятия каких-то срочных законодательных актов. Это же новшество позволило нам быстро и эффективно принимать и корректировать законопроекты, связанные с новой Конституцией. 

Каждый депутат Палаты представителей и Совета Республики понимает, что в течение двух последних лет перед законодательным корпусом стояла огромная задача — оправдать высокое доверие, которое народ высказал Президенту и власти в целом, проголосовав за новую редакцию Конституции. При этом все, что государство обещало сделать на референдуме, оно в целом выполнило. Граждане нашей страны доверяют власти. Люди видят: слова с делом не расходятся. 

В таком же ключе народовластия работает и новая Конституция. Мы видим, что запущены процессы партийного строительства, часть полномочий исполнительной власти и Президента передана Парламенту, также введена процедура импичмента — прямого контроля за действиями Президента в случае нарушения им Конституции. 

В это же время в мире наблюдаются совсем иные процессы, когда власть приобретает теневой, закрытый характер, а смена действующих лиц практически ни на что не влияет. Из стран СНГ здесь наиболее характерен пример Молдовы, где на выборах недавно победила политическая сила с нейтральными лозунгами, но которая спустя два года заявила о намерении вступить в НАТО и подготовке агрессивной войны в Приднестровье. Очевидно, что люди в Молдове не голосовали за такой курс, но у них банально нет никакого инструмента, чтобы высказать свое недовольство. Как правило, в таких случаях на следующих выборах происходит смена декораций (но до этого момента никаких рычагов влияния нет), однако даже смена правящей партии ничего не гарантирует.

По сути, вся западная система построена так, что их политики не отвечают за свои слова. При необходимости их просто убирают и заменяют на новые фигуры. Реальная же демократия в том, что политик обещает проводить некий социальный курс, свою программу, а народ это видит и принимает. Здесь не так важна фамилия руководителя, как то, что он обещал, а затем по факту сделал. Именно поэтому ВНС по новой Конституции будет собираться ежегодно и как бы сверять часы, то есть заслушивать доклад исполнительной власти о том, куда движется страна.

Одновременно это и страховка от «цветных революций». Это значит, что в государстве есть законные методы контроля и корректировки курса власти, а уличные беспорядки, инициированные любой недовольной группой, будут иметь противовес в виде высшего органа народовластия. 

То же самое, к слову, касается вопросов войны и мира. По новой Конституции невозможна ситуация, когда Президент единолично принимает такие решения: например, начать войну в Приднестровье или в одностороннем порядке выйти из Минских соглашений и готовить военную операцию, как это делал Зеленский. И в Украине, и в Молдове отсутствуют аналоги ВНС, то есть власть ничем себя не ограничивает даже в условиях вроде бы необъявленного военного положения. Все это не имеет никакого отношения к выборам и демократии, поэтому уверен, что белорусская модель будет не просто уникальным, но и эффективным инструментом, чтобы поддерживать в стране мир и стабильность.

Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter