В Национальном художественном музее открылась выставка к 95‑летию народного художника Владимира Стельмашонка

Слово о Беларуси

По работам Владимира Стельмашонка можно изучать не только искусство, но и историю нашей страны. Франциск Скорина и Евфросиния Полоцкая, Франтишек Богушевич и Тетка, Якуб Колас и Янка Купала, Тишка Гартный и Владислав Голубок — и это далеко не полная галерея тех, кто попал на его хрестоматийное полотно «Слово о Беларуси». Прославили Стельмашонка, впрочем, не только парадные портреты видных деятелей отечественной культуры. Своих современников, простых белорусов, он тоже писал весьма охотно. К юбилею художника в НХМ достали из запасников все имеющиеся в фондах живописные произведения мастера. На выставке «Владимир Стельмашонок. Сыны земли белорусской» представлены 22 живописные работы из принадлежащих музею 23. Знаменитый портрет Якуба Коласа авторства Владимира Ивановича решили не тревожить: картина осталась в основной экспозиции.

Владимир Стельмашонок.

О роли, личности, истории

По сути, громкое название выставки отражает ее основную концепцию: вслед за Стельмашонком воспеть тех, кто принес пользу нашей стране, прославив ее в том числе за рубежом. Куратор выставки старший научный сотрудник отдела белорусского искусства ХХ—XXI вв. Анастасия Карнейко обращает внимание:


— Сыны земли белорусской — это и современники художника, и в целом все предшественники, ставшие гордостью Беларуси. Образ родной страны красной нитью проходит через все творчество Владимира Ивановича. Неоднократно он обращался к славным страницам нашей истории, тем самым создавая галерею запоминающихся портретов выдающихся людей — исторических личностей и своих современников.
Будучи великолепным портретистом, Стельмашонок умел виртуозно передать характер, мимику, жесты, улавливая эмоциональное состояние человека. На выставке можно увидеть ранние, еще студенческие произведения мастера — это «Портрет старика», «Девушка» и «Портрет студентки». Все написаны в 1950‑е. 
Хранится в коллекции НХМ и дипломная работа будущего народного художника — «Молодые строители Минска» 1957 года. А вот самая поздняя картина Владимира Стельмашонка, имеющаяся в фондах музея, датирована 1993 годом. Анастасия Карнейко добавляет:


— Это «Автопортрет» (другое название работы — «Автокрест») — взгляд художника на самого себя сквозь призму прожитых лет и свершенных дел. Более поздних работ Владимира Ивановича у нас, к сожалению, нет, но их можно найти в коллекции других музеев. Например, в Могилевском областном художественном музее или в картинной галерее в Осиповичах, носящей сегодня имя Владимира Стельмашонка. Дело в том, что Осиповичский район — это малая родина отца и деда художника. Владимир Иванович всегда с особым трепетом относился к этим местам, поэтому подарил местному музею немало работ.

Хранители памяти

Биография у Стельмашонка самая что ни на есть классическая для живописца, родившегося в Минске в конце 1920‑х. Проучившись год в политехническом институте, он, как и многие белорусские мастера, уехал получать художественное образование в Ленинград. В 1957‑м окончил живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. А дальше — прием в Союз художников БССР, республиканские и всесоюзные выставки, зарубежные... Дважды Владимир Стельмашонок избирался председателем Союза художников БССР, более 40 лет преподавал в Белорусском государственном театрально-художественном институте. Не избегал и общественной жизни, приятельствовал со многими видными деятелями отечественной культуры.
Так, скажем, еще в студенческие годы художнику посчастливилось сделать несколько натурных зарисовок народного поэта Беларуси Якуба Коласа. 
Якуб Колас глазами Владимира Стельмашонка. Картина находится в постоянной экспозиции музея.

Известно, что в 1952 году, приехав на каникулы в родной Минск, студент-второкурсник Володя Стельмашонок познакомился с семьей Мицкевич. Завязалось общение, и Константин Михайлович пригласил молодого живописца написать свой портрет. На сеансы поэт каждый раз надевал костюм с медалями и орденами, значком депутата Верховного Совета СССР. К сожалению, это произведение сохранилось только на черно-белой фотографии. В последующие годы, после осмысления творческого и общественного масштаба деятельности великого поэта-земляка, Владимир Стельмашонок создал еще три портрета Якуба Коласа, в числе которых самый известный, выразительный и лаконичный — тот самый, где народный поэт изображен в крестьянской рубахе и широкой шляпе (эта работа находится в постоянной экспозиции НХМ). Искусствоведы шутят, что даже если бы Владимир Стельмашонок написал только одну эту картину, он все равно стал бы знаменит.


Юбилейная выставка в НХМ сфокусирована в первую очередь на портретной живописи художника. Хотя в собрании музея имеется еще и коллекция его рисунков — их более 90. Все живописные произведения, представленные в экспозиции и написанные художником в разные годы, необычны тем, что позволяют увидеть героев портретов в не совсем привычном ракурсе.
Выставка «Владимир Стельмашонок. Сыны земли белорусской» продлится по 20 ноября.





Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter