Александр Анисимов: «В новом сезоне Государственный академический симфонический оркестр обратится к произведениям белорусских композиторов»

Слово музыке

15 сентября Государственный академический симфонический оркестр Беларуси открывает новый сезон

Меломаны в ожидании начала нового филармонического сезона уже предвкушают разнообразные изысканные удовольствия: как и всегда, главный дирижер Государственного академического оркестра народный артист Александр Анисимов готовит впечатляющую программу как на открытие, так и на весь последующий творческий год. Главное остается неизменным: у блестящего маэстро в жизни по-прежнему две большие любви — сложные задачи и музыка белорусских композиторов.


— Александр Михайлович, я видела афиши и заинтригована, как и прочие ценители академической музыки. Новый сезон вы открываете очень амбициозной программой…

— Мы всегда стараемся, чтобы концерт-открытие представлял собой настоящее событие, чтобы привлек внимание публики после двухмесячного перерыва и выбором репертуара, и составом исполнителей, солистов. В этом году мы обратились к сочинению белорусского классика Дмитрия Смольского — оратории «Поэт» на стихи Янки Купалы, которая у нас уже звучала, я ее дирижировал, но было это давно. И должен сказать, что, когда только познакомился с этой музыкой, просто в нее влюбился: она настолько самобытная, настолько дерзкая, смелая по воплощению! Ну представьте себе: сидят профессора, академики классического музыкального исполнительства — скрипачи, виолончелисты, флейтисты, — а рядом с ними стоит народный хор. Это совершенно потрясающее соединение, казалось бы, несоединимого, краска совершенно изумительная! Причем почти все хоровые эпизоды — иронические, я бы даже сказал саркастические, и звучат они современно и весело.

— Ну это ведь стихи Купалы, а у него даже в трагических вещах всегда пробивается народный задор.

— Как раз от трагизма в своем сочинении Смольский не мог и не хотел уходить, и две крайние части произведения, емкие, красивые и страстные, как раз посвящены непростой судьбе поэта. Кроме того, есть в оратории и симфонический эпизод, который иллюстрирует драматический путь страны: в нем присутствует цитата из 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, написанной в блокадном Ленинграде… Герой оратории — это не портрет Янки Купалы, хотя Смольский и обращается к его стихам. Это скорее портрет белоруса, очень неординарный образ по своей сути. Живой, осязаемый и контрастный. Есть в нем и смешные, хулиганские моменты, воплощенные в поэзии и в музыке.

— И кто 15 сентября будет воплощать образ поэта?

— Народный артист, солист Большого театра оперы и балета Владимир Громов. Я очень рад, что он, несмотря на свою огромную занятость, не отказался.
Мое обращение к этому несколько забытому сочинению не случайно: я хотел в нынешний непростой период жизни страны дать публике возможность и улыбнуться, и взгрустнуть, но, главное, почувствовать себя на нашей родной, священной земле. Музыка Дмитрия Смольского именно к этому призывает. И надеюсь, что в будущем году мы сможем повторить исполнение оратории «Поэт» еще раз — на Дне белорусской письменности.
Но, конечно, главным событием вечера будет исполнение 5-й симфонии Густава Малера, которая в Беларуси, кажется, вообще никогда не звучала. Произведение чрезвычайно сложное, причем если на Западе симфонии Малера № 1 и № 5 — самые популярные и исполняемые произведения симфонического репертуара в целом, то для нас это большое, редкое событие. Мы к нему много и тщательно готовились, начали репетиции еще в прошлом сезоне. Надо сказать, что это труд хотя и сложный, но радостный: он поднимает профессиональный уровень музыкантов оркестра, они находят в себе резервы, которых сами, может быть, не ожидали обнаружить, а мы открываем замечательных солистов-инструменталистов — таких, например, как молодой виртуоз-валторнист Алексей Белокурский, трубач Евгений Мисевич.

— Кстати, как ваш оркестр обеспечен музыкальными инструментами? Ведь это вечная головная боль.

— За последнее время мы получили хорошие инструменты — и гобои, и трубы, и контрабасы, которые были нам нужны. Это недешево, но, слава богу, теперь можем вздохнуть спокойно.

— О впечатляющем открытии мы поговорили, а какие планы на сезон в целом?

— Это, кстати, будет уже 21-й сезон, который пройдет под моим руководством. Мы приготовили множество интересных вещей. Традиционно будем играть сочинения белорусских композиторов — и я рад, что оркестру теперь верят, и даже когда в афишах обозначены незнакомые произведения, в зале всегда есть публика. Слушатели уже знают, что будет интересно, мы смогли за последние 10—15 лет убедить в этом свою аудиторию.

Рассчитываем исполнить произведения Галины Гореловой, Вячеслава Кузнецова, не будем забывать и то, что было написано ранее Андреем Мдивани или Сергеем Кортесом, — это столпы белорусской музыки. Ждем новых сочинений и от молодых композиторов — возможно, отыщем что-то интересное.

— А что требуется молодому автору, чтобы вас заинтересовало его творчество?

— Мне ничего особенного не нужно, никаких изысков или необычных форм и содержаний, мне важно, чтобы это было произведение, написанное профессионально, выигрышное для оркестра и интересное публике, а не просто самовыражение талантливого или даже гениального человека.

— То есть когда, как это сейчас модно, при помощи баяна имитируют электросварку, вас это не цепляет?

— Пожалуй, да. С другой стороны, все необычные вещи и открытия меня тоже интересуют, почему нет?
Я готов к любым нововведениям и экспериментам. Кроме того, надеюсь, что после первого выпущенного нами альбома белорусской симфонической музыки, мы сможем записать продолжение, подготовить еще один диск.
— Понимаю, что пандемия и разнообразные сложности, но все же: есть ли в грядущем сезоне надежда на гастроли?

— Надеюсь, что мы продлим свой контакт с Витебском, где проходит фестиваль имени Ивана Соллертинского, который пока что взял паузу. Если он будет возобновлен, рассчитываю, что оркестр там выступит. Хотелось бы верить, что и другие областные центры вспомнят о симфонической музыке и предложат нам какие-то выступления — это непросто, потому что связано с финансовыми затратами, но возможно. Надо сказать, что зарубежные партнеры уже просыпаются, хотя контакты затруднены особенностями пересечения границы: карантинами, всевозможными справками, но это все преодолимо.

— Камерные программы в Малом зале Белгосфилармонии, которые делали солисты оркестра, продолжатся?

— Разумеется. Также мы продолжим наши более чем 30-летние контакты с Республиканской гимназией-колледжем при академии музыки, и абонемент, в котором выступают талантливые дети и который состоит из четырех программ, будет и в этом году. Из нововведений: в этом сезоне рады предложить нашей публике цикл встреч со студентами академии музыки. Нам это интересно и в плане общения с талантливыми инструменталистами, и с вокалистами. В плане есть, например, концертное исполнение (хотя это, скорее, semi-stage) оперы Рахманинова «Алеко» силами молодежи. И в Малом зале мы бы хотели сделать цикл программ для студентов оперной подготовки — мне, кажется, это заинтересовало бы публику. Может быть, это не очень близко к Большому театру или «Метрополитен-опера», но непосредственность и молодость, даже если она еще без особых достижений, очень привлекательна.
Ну и, конечно, наш оркестр будет принимать участие в традиционных фестивалях «Белорусская музыкальная осень» и «Минская весна», а также в фестивале Юрия Башмета, который должен пройти в октябре.
Мы в нем исполняем сочинения современных авторов: в этом году планируется творческий вечер известного российского композитора Александра Чайковского.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter