Слово и дело

Идеологическая работа: взгляд изнутри

18 — 19 марта в Минске пройдет республиканский семинар–совещание «Система идеологической работы в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития». В актуальной дискуссии под руководством Главы Администрации Президента Владимира Макея примут участие представители идеологического актива всех уровней. Цель мероприятия — определение дальнейших путей совершенствования системы идеологической работы. Его участники дадут оценку нынешнему состоянию дел, обменяются опытом, наметят планы на будущее. Во время семинара запланирована также работа в тематических секциях и проведение нескольких «круглых столов».


Накануне мероприятия мы поинтересовались, чем занимаются идеологические работники на местах? Что волнует людей в конкретных организациях и на предприятиях? Об этом публикуемая сегодня подборка материалов наших корреспондентов.


На работу — с удовольствием


У прядильщицы Гродненского открытого акционерного общества «Гронитекс» Лилии Шаморгиной время расписано по минутам. Работа в три смены, а дома ждет большая семья — 5 сыновей и 6 дочерей! Хлопот много, но многодетная мать успевает со всем справляться. Не без помощи родного предприятия, которому отдала более 20 лет. Когда возникают проблемы, она сразу идет к заместителю директора ОАО «Гронитекс» по идеологической работе Галине Беляевой.


— Всегда стараемся помочь, — чувствуется, что Галина Брониславовна переживает за каждого работника. — Если человек нуждается в материальной помощи, беспроцентной ссуде, устройстве ребенка в детский сад или путевке в оздоровительный лагерь — обязательно идем навстречу. К каждой многодетной семье, а их на предприятии 7, у нас особое отношение.


Но так было не всегда. Еще несколько лет назад открытое акционерное общество «Гронитекс» считалось проблемным предприятием, находившимся в шаге от банкротства. Вовремя принятые меры по выходу из кризиса дали результат: «Гронитекс» поднялся на ноги.


— Мы много обсуждали, по какому пути пойти дальше, — Галина Беляева проводит меня по цехам. — За основу взяли принцип «Все для человека!» А коллектив–то у нас непростой — в основном женский. Постарались создать комфортные условия для труда и отдыха. Отремонтировали столовую, душевые. Оборудовали комнату психологической разгрузки, купили холодильники, установили фильтры для воды, витаминизировали блюда.


Особенно меня впечатлил оздоровительный пункт предприятия. Многие ни о чем подобном ранее здесь и не мечтали. В новом стоматологическом кабинете установлено современное оборудование. Работников обслуживают два терапевта. Галина Беляева поддержала инициативу женсовета и о приеме на работу врача–гинеколога. По мнению заместителя директора, только забота о людях — не на словах, а на деле — позволит сохранить профессионалов в коллективе.


Не пустует на «Гронитексе» и спортивный зал. Регулярно там проводятся занятия по шейпингу, восточным танцам. Работники всех цехов участвуют в круглогодичной спартакиаде.


А весной у главного корпуса «Гронитекса» появятся новые цветочные клумбы. Галина Беляева убеждена, что тюльпаны и розы только добавят людям хорошего настроения.


Иосиф ПОПКО, «СБ».

Фото Ярослава Ванюкевича.


Разговор по душам


В прошлом году на Инну Зеленкову, доярку молочнотоварной фермы филиала «Белшина — Агро» ОАО «Белшина», что в Осиповичском районе, неприятности посыпались, словно из грозового облака. В семье стало не хватать денег. На работе начальство намекнуло: пора увольняться. Да еще на заседании сельсовета обсуждали: не пора ли лишить Зеленкову родительских прав, а ее двоих сыновей отправить в приют. Инна Николаевна прекрасно понимала: она сама — причина всех злоключений. Точнее, ее пристрастие к выпивке.


— Ничего не могла с собой поделать, будто кто в спину толкал, — откровенничает Зеленкова. — Когда осознала, что сама пить не брошу, пошла за советом к заместителю директора нашего хозяйства по идеологической работе Виктору Строку.


Долго разговаривал Виктор Антонович с дояркой. А потом предложил закодироваться — за счет «Белшины — Агро». Зеленкова согласилась. И жизнь пошла по–другому. На детей время появилось, зарплаты стало на жизнь хватать. Супруг, ведущий далеко не трезвый образ жизни, глядя на изменившуюся жену, сам решил закодироваться.


— Зеленкова — не единственная, кого пришлось уговорить на такой шаг, — не скрывает главный идеолог «Белшины — Агро». — Когда года три назад наше хозяйство создавалось из трех не самых преуспевающих СПК, возникла проблема. Людей в окрестных деревнях живет достаточно, а работать — некому. Почти поголовное пьянство процветало. Избавиться от пьющих работников, конечно, несложно. Но где найти им замену? И что дальше будет с этими людьми? Подумал: а почему бы не дать им последний шанс? Предложил руководителю за деньги хозяйства закодировать пьяниц. Но чего стоило добиться их согласия! Приходилось не только вызывать к себе в кабинет, но и ходить по домам, привлекая на свою сторону родных. Усилия зря не пропали. Многие решились изменить свою жизнь. И сейчас стали совсем другими людьми: работают, стараются. А мне, признаюсь, приятно. Главная цель достигнута — коллектив не потерял ни одного человека.


Сегодня средняя зарплата в «Белшина — Агро» — 900 тысяч рублей. Но такая сумма в расчетных листках появилась, конечно же, не сразу. До объединения крестьяне получали в лучшем случае тысяч 400. Работали с прохладцей и уже привыкли к мысли: за такие деньги не стоит особо напрягаться. Сейчас каждый понимает: как работаешь, так и зарабатываешь. Многим из них Виктору Строку приходилось буквально на пальцах объяснять азы экономики, откуда берется прибыль и как рост производства влияет на кошелек. Теперь сельчане уже сами идут к идеологу с просьбой провести «экономический ликбез»: посоветовать, какую культуру выгоднее выращивать на приусадебном участке, как больше заработать на продаже мяса и молока.


Частые гости в служебном кабинете Виктора Антоновича — пенсионеры. Одни приходят сюда за помощью — когда надо выписать топливо, сено для домашней скотины, технику для обработки участка. Другие — просто поговорить, узнать о новостях хозяйства. И каждому Строк уделяет время.


— А иначе нельзя, — улыбается он. — Люди, поверившие тебе однажды, не должны разочароваться. Идеологу надо всегда быть рядом с ними, поддерживать и словом, и делом.


Павел МИНЧЕНКО, «СБ».

Фото автора.


Корпоративный интерес


Двенадцать лет назад, когда в Кобрине создавалось производство детских игрушек из пластмассы, никто и подумать не мог, что частное предприятие станет градообразующим. Здесь работают 1.695 человек. Причем три сотни новых работников на СООО «ПП Полесье» появились в минувшем году. Людей привлекает не только хорошая зарплата, но и атмосфера на предприятии. Своя система ценностей.


— Некоторые считают, что идеология и бизнес — несовместимые понятия. Это не так. Сильная социальная политика — это и есть эффективная идеология, — рассуждает начальник идеологического отдела Кобринского райисполкома Галина Бурдыко, на время — мой экскурсовод по частному предприятию.


Мы приехали на «Полесье», чтобы убедиться: грамотно выстроенная система предпочтений помогает не только зарабатывать деньги, но и формировать корпоративную культуру.


Первое мое удивление: на предприятии нет доски Почета. Впрочем, впечатлило не то, что ее нет в принципе, а альтернатива. Здесь установили стенды, на которых — фотографии всех работников с краткой информацией. Получается, каждый — на виду. Каждый — лучший.


Внимание к конкретному человеку, безусловно, главная задача любого предприятия, если думать не о сиюминутной прибыли, а о стабильном развитии. На «Полесье» это учли.


— Детские игрушки должны делать люди, ведущие здоровый образ жизни, — заместитель директора «Полесья» Олег Степанищев, ответственный за идеологическую работу, полностью согласен с точкой зрения своего руководства.


Здесь созданы условия, чтобы рабочие в свободное время не думали, чем себя занять. Есть спортзал, где тренируются женская и мужская волейбольные команды. Есть тренажерный зал. Уже два года проводится круглогодичная спартакиада трудовых коллективов, ежегодно — турслет. Создан коллектив художественной самодеятельности, кружок игры на гитаре, совсем недавно появился поэтический клуб.


А премируют работников не только деньгами, но и поездками на международные выставки детских игрушек. Весьма оригинальна на предприятии подача информации о партнерах по бизнесу. Так, по пути на работу каждый видит стенд с кратким описанием государств–партнеров (а их у «Полесья» 26) и надпись: «О нашей стране узнают по нашей продукции». Патриотично и убедительно, чтобы работать без брака.


Впечатлило, что один из приоритетов предприятия — это открытое (опять же с помощью стендов) обсуждение проблем. Например, так избавлялись от слухов о вредности производства изделий из пластмасс.


— Мы не ждем, а организуем идеологическую работу с каждым работником, можно сказать, на упреждение, — резюмирует Олег Степанищев.


Словом, система корпоративных идеологических ценностей «Полесья» — это внимание к конкретному человеку, воспитание уважения к родному предприятию, городу, стране. Она поступательно и грамотно выстроена. Причем здесь внимание и воспитание — это не «ключевые слова», а реальность. В чем я лично убедилась.


Валентина КОЗЛОВИЧ, «СБ».

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter