Что волнует читателей образца 2023 года, разбираемся, изучая редакционную почту

Слово читателю

С 1927 года, то есть за 96 лет существования нашего издания, в его адрес пришли десятки тысяч писем. Сегодня традиционно предлагаем наиболее интересные из поступивших в последнее время и надеемся, что они найдут не только отклик в умах и сердцах читателей, но и будут полезными.

Комплекс вахтера

Студенческая мудрость гласит: «Добрый вахтер — главная причина беременности девушек в общежитии». И если в данном выражении ключевое слово «добрый», то в коллективном письме (подписалось 72 человека. — Прим. ред.) наших читателей из Барановичей — «ненужный»: «Мы, жильцы дома-общежития семейного типа, возмущаемся, что нас обязывают подписывать договор на оказание услуг по организации и содержанию вахтеров. Весной 2023 года на нашу жалобу нам дал ответ председатель Барановичского горисполкома, из которого следовало, что содержание вахтеров производится за счет КУРЭП «ЖРЭУ г. Барановичи», но исходя из экономической целесообразности лучшим вариантом будет установка системы видеонаблюдения. Однако нам непонятно в таком случае, почему отказывают в установке этих систем, а настаивают на том, чтобы жильцы оплачивали штат вахтеров, а их у нас пять человек!!! Заведующая общежитием и заместитель начальника ЖРЭУ сказали, что если мы не заключим договор, то нас выселят. Мы пенсионеры, отработали (ветераны труда) на предприятии, которому принадлежит общежитие, более 30 лет. И теперь вот такое отношение».

Отметим, что в июле 2015 года общежитие, образно выражаясь, перешло из рук в руки: с баланса ОАО «Барановичский завод автоматических линий» в коммунальную собственность города Барановичи. А теперь к делу. Цитируем фрагмент ответа в редакцию заместителя председателя Брестского облисполкома В. И. Ольшевского: «В ходе проведенных 12.06.2023 и 19.07.2023 эксплуатирующей организацией собраний присутствующие были проинформированы о необходимости заключения договоров на возмещение затрат по организации работы и содержанию вахтеров. В настоящее время установка системы видеонаблюдения в общежитии экономически нецелесообразна.

Доводы заявителей о понуждении к заключению договора на оказание дополнительной жилищно-коммунальной услуги (организация работы и содержание вахтеров) подтвердились, в связи с чем Барановичскому горисполкому указано на недопущение подобных нарушений в дальнейшем».

Журналистский опыт подсказывает, что, скорее всего, это не последнее письмо в «СБ» жителей общежития. Потому что если резюмировать ответ из облисполкома, то выходит, договоры подписать все же необходимо, системы видеонаблюдения не будет, а давить на жильцов — недопустимо. Но возникают вопросы: а что с вахтерами-то? Будут они или нет? Если да, то кто будет им платить зарплату? Что ж, поживем — увидим.

Трактор — крестьянину крылья

Отчаянное по своему содержанию письмо прислал наш читатель из Каменецкого района Владимир Войтюк: «Мне 70 лет, пенсионер, инвалид. В 1990 году приобрел участок земли в деревне Миньковичи. Соорудил самодельный трактор, обрабатывал на нем участок. Права водителя и мотоциклиста у меня есть, но узнал, что сейчас нужна и категория тракториста. Но куда в мои годы идти учиться?! Мы дома держим птицу, и за 2 — 3 года собирается помет, который надо отвозить на участок, но я не знаю как. Гляну на улицу, а там пацаны гоняют на электросамокатах, скутерах, квадроциклах… а я, как партизан, прячусь от всех. Раньше остановит меня милиция, проверит, что все работает, что ничего не нарушаю, — и отпускает. Я сейчас не знаю, как мне выйти из положения. Неужели придется трактор отправить на металлолом?»

Вот уж действительно, наш человек славится своим умением находить выход из самой сложной и запутанной ситуации, но еще большим умением он славится находить туда вход. Однако отдадим должное Владимиру Петровичу. Из того, что было под руками, он создал трактор, который четвертый десяток лет служит ему верой и правдой! И перешагнет ли полувековой трудовой юбилей самоделка — зависит от ряда факторов. Для начала отметим, что 22 сентября 2022 года вступило в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 515, которое установило требования к конструкции колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества, в случае их участия в дорожном движении.

Говоря о проблеме Владимира Петровича, надо прежде определить, что именно он создал. Для справки отметим: колесные тракторы подразделяются на тракторы и малогабаритные тракторы. Если говорить о последних, то они не должны превышать 1550 мм по ширине, 2500 мм по длине и 2150 мм по высоте. Максимальная скорость таких машин — 25 км/ч, мощность двигателя — до 19 кВт. 
Не исключено, что агрегат нашего читателя попадет под категорию «самоходная машина». Проверка соответствия требованиям к конструкции упомянутых видов транспорта выполняется госинспекцией по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода по месту жительства граждан либо по месту пребывания в случаях, если регистрация по месту пребывания является обязательной. По результатам проверки заявителю будет выдано заключение, которое приобщается к документам, являющимся основанием для государственной регистрации машины.
Что касается отсутствия у Владимира Петровича категории, позволяющей управлять трактором, то сообщаем, что выдача, обмен и возврат водительских удостоверений тракториста-машиниста, а также выдача дубликата удостоверения на трактор осуществляются районными инспекциями Гостехнадзора по месту жительства граждан либо по месту их пребывания.

Судя по печальному тону письма нашего читателя, вряд ли он отважится на все обозначенные законом процедуры. И тогда рано или поздно его железный друг-трудяга закончит свои дни на свалке. В завершение — хорошая новость: не выезжая за ворота своего подворья, Владимир Петрович может эксплуатировать трактор, ну или то, что у него получилось, сколько угодно.

Горжусь своим дедом!

Фото носит иллюстративный характер.
Во все времена умудренные жизнью старики ворчали, что молодежь ныне не та, она поверхностна, пуста, нетерпелива, хочет все и сразу. На что хочется спросить: а где и кем эти юноши и девушки воспитывались, формировались? Так что нечего на зеркало пенять. Наша юная читательница из столицы Василиса Лазарчик учится в 11‑м классе, но мысли ее не по годам умны и обстоятельны. Может, потому, что свою жизнь она равняет по своему дедушке. Вот как она о нем пишет: «Великая Отечественная война стала одним из тягчайших испытаний в истории нашего народа, моей семьи. Она украла у мальчишек и девчонок детство. Моего дедушку, Лазарчика Евгения Петровича, война настигла летом, когда ему только-только исполнилось 6 лет. Я хочу поделиться его страшными записями о том ужасном времени. Времени, которое глубокой раной врезалось в его опаленное войной сердце: «Первые дни войны я встретил в Колодищах, куда наш детский садик эвакуировали из Минска. Через несколько дней нас погрузили в поезд и отправили в сторону Москвы. По дороге состав стали бомбить фашистские самолеты. Вагоны загорелись, началась паника. Совсем еще юная воспитательница помогала детишкам выбраться из горящего состава и, собрав группу выживших, стала уводить подальше от железной дороги. Но вокруг было только осушенное болото, прятаться было негде. Фашистские самолеты кружили в небе и расстреливали детей… Скоро погибла наша воспитательница. От страха мы разбежались кто куда. Когда гул самолетов стих, оставшиеся в живых дети собрались вместе. Нас было примерно 15 человек, все несмышлята. Пройдя через осушенное болото, мы вышли к деревне, в которой находились беженцы и выжившие взрослые. Часть детей осталась в деревне, а я и остальные ребята пошли в сторону Минска. Помню, что однажды заночевали на сахарном складе и ели сахар, а когда мы проходили деревни, местные жители давали нам еду. Когда мы шли по полям, нас несколько раз обстреливали фашистские самолеты. Тогда мы все ложились и прижимались к земле. Когда самолеты улетали, шли дальше, но с каждым разом нас становилось все меньше. Шли мы до Минска чуть больше месяца. В город, уже оккупированный фашистами, нас пришло всего трое: я, Жорик и Феликс. Там мы нашли родных. Уже будучи студентом, я пытался найти своих друзей, но мне это не удалось...»

В завершение своего письма Василиса пишет: 
«Война так или иначе затронула все семьи в Беларуси. Мы обязаны сохранять память о родных и близких, благодаря которым сегодня живем в мирной и процветающей стране. 
Я бережно храню тетрадь моего дедушки с воспоминаниями. Горжусь тем, как он, будучи совсем малышом, стойко переносил все тяготы войны. Ему было всего шесть, а он уже вел себя по-взрослому. Нам, молодым, непросто сегодня понять и оценить страшные страницы нашей истории. Но мы изо всех сил пытаемся быть достойными того поколения, поколения огненных сороковых. Потому что осознаем: без этих историй память не может оставаться живой, она умрет. А без нее мы пусты и бесчеловечны».

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter