Слова “сайт” в законе нет...

Из-за правовых пробелов страдают рядовые гражданеБелорусское законодательство не знает таких понятий, как “сайт”, “доменное имя”, “контент” и другие, отмечает председатель правления ассоциации “Белинфоком” Андрей НАРЕЙКО. Понятно, что информационные технологии развиваются намного быстрее, чем законотворческий процесс. Однако это не оправдывает наличия белых пятен. Чем обширнее в законодательстве Беларуси будут отражены информационно-коммуникационные реалии, тем проще будет работать компаниям, осуществляющим свою деятельность в этой области, тем доступнее и дешевле для рядовых граждан будут новейшие услуги.

— В целом в Беларуси, — признает Андрей Нарейко, — сформирована значительная законодательная база: есть законы “Об электросвязи”, “Об информатизации”, “Об электронном документе”, а также целый ряд других нормативных правовых актов Президента, правительства и Министерства связи и информатизации. Однако законодательный процесс у нас весьма консервативен. Технически мы, как и наши соседи, развиваемся гораздо интенсивнее, чем на это адекватно могут реагировать законодатели, хотя создание joomla - это наиболее развитый в нашей стране интерне-бизнес.
— Какие же, на ваш взгляд, назрели проблемы, которые можно исправить буквой закона?
— Вот, например, мы говорим о сети связи общего пользования. И вроде бы все понятно. Но ее правового определения в законе нет. Следовательно, возможны противоречия, нежелательные коллизии. Наши операторы мобильной связи задают вопрос себе и другим: относятся их сети к сетям общего пользования или нет?
На рынке услуг электросвязи и ИКТ появились и будут появляться все новые субъекты правоотношений, о которых не говорится в законодательстве. В частности, не просто операторы электросвязи, а операторы контента, операторы виртуальной реальности, участники управления Интернетом на глобальном и региональном уровнях.
А знаете ли вы, что строительство антенных опор приравнено по действующему законодательству к строительству зданий и сооружений? Именно поэтому возведение опор сопряжено с чрезмерной зарегулированностью и волокитой. Между тем строительство башен связи, представляющих типовые каркасно-металлические сооружения, не представляет собой технических трудностей.
Возможно, в силу специфики системы электросвязи и коммуникаций есть смысл и законодательно урегулировать права собственников участков земли, имущества и права операторов электросвязи.
— А как же решать проблему с домашними сетями?
— Действительно, линейные объекты и кабельные сооружения по ряду нормативных актов могут быть отнесены к объектам недвижимости. Такой подход, в частности в Минске, практически заблокировал строительство домашних сетей.
Очень волнуют нас и вопросы ввоза на территорию страны радиоэлектронных средств с излучением. Без них нашей отрасли никак нельзя. Однако таможенные процедуры настолько сложны и длительны, что очень дорого в конечном итоге обходятся бизнесу.
Эта проблема касается не только сложной электронной техники. Ведь ввезти мобильные телефоны известных, проверенных, получивших европейскую сертификацию производителей тоже без препон нельзя. На них необходимо получить еще и национальный сертификат. Тот, кто проходил эту процедуру, знает, что это такое.
К слову, хочу сказать, что наши соседи, государства Балтии, спокойно обходятся без данной, на мой взгляд, чисто формальной, не влияющей на качество работы дополнительной операции.
Необходимо устранять системные недостатки и пробелы в регулировании отрасли, конкретизировать и систематизировать закон. То есть нам нужен не просто закон, а целый кодекс о связи.
Весьма оправданной была бы и разработка закона об электронной коммерции. Задержка с его подготовкой может существенно затормозить внедрение и использование современных технологий в нашей экономике. Недавно были внесены изменения в Закон “Об электросвязи”. Необходимо обновить и Закон “Об электронном документе”.
— А как же “прописать” Интернет? Ведь его технологии стремительно развиваются, порой кажется, что он живет некоей своей жизнью и время от времени “рождает” новые и новые феномены...
— Как ни странно, в нашем законодательстве нет устоявшегося определения, что такое Интернет вообще. В результате мы имеем разные подходы к пониманию одних и тех же вещей.
Традиционно среди обывателей бытует мнение, что Интернет — это набор ресурсов, как правило, WWW (World Wide Web), включающий в себя сайты, электронную почту, аську и так далее.
Профессиональное же сообщество трактует Интернет как сочетание инфраструктурных составляющих (каналы связи, адресное пространство, правила трансляции доменных имен в IР-адреса) и контента, а также принципы создания, распространения, доступа к содержимому электронных ресурсов и правоотношения, возникающие из авторского и других прав на информацию.
Но и такое представление не согласуется с позицией международных экспертов, определяющих Интернет как совокупность транспортных средств, обеспечивающих доставку информации от пользователя к пользователю.
В условиях такой неопределенности те, кто ворует материалы с сайтов, утверждают: “Интернет ничем не регулируется, поэтому я ничего не украл, могу с выложенной информацией делать все, что хочу”.
Есть еще детское порно, торговля людьми и другие преступные действия, совершаемые посредством Интернета, с которыми следует бороться и наказывать виновных.
С другой стороны, все ли общественные отношения Интернета возможно урегулировать законодательством одного государства? Следует четко представлять, что основа всей законодательной системы — территориальность. А как бороться со спамом? Ведь можно совершить неправомерное действие (например, запустить вредоносную программу, скрипт и прочее) на оборудовании, которое физически может находиться на территории любого государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter