Чего достиг государственный визит в США Председателя КНР Си Цзиньпиня

Слова, к которым стоит прислушаться

В центре внимания мировых СМИ — государственный визит в США Председателя КНР Си Цзиньпиня
Всегда поражалась умению китайской дипломатии быть в нужном месте в нужный час. Вот и сегодня, когда весь мир пребывает в растерянности от летних потрясений, которые коснулись буквально всех сфер, от обвала на фондовых рынках в Азии до крушения привычной архитектуры Ближнего Востока, от трещащего по мигрантским швам Евросоюза до проседающего под гнетом санкций российского рубля, Китай вновь сказал свое веское, спокойное слово. 



В центре внимания мировых СМИ — государственный визит в США Председателя КНР Си Цзиньпиня, который китайский лидер по традиции сопровождает программными заявлениями. На встрече с директорами крупнейших технологичных компаний в Сиэтле он буквально по полочкам разложил, как будет развиваться мировая экономика. А то, как будет выглядеть мировая политика, Си Цзиньпин изложил в письменных ответах газете Wall Street Journal накануне вылета за океан. Любопытное совпадение: практически в тот же день, когда китайский лидер доносил свои взгляды о партнерстве до американской аудитории, здесь, у нас в Минске, Чрезвычайный и Полномочный Посол Китая Цуй Цимин говорил о том же. О взаимосвязи развития, о сопряжении китайской стратегии «Один пояс — один путь» с белорусской стратегией общественно–экономического развития.

Напомнив, что главы наших стран достигли здесь новых важных договоренностей, посол обрисовал главное условие, при котором взаимовыгодное сотрудничество будет успешным: «Я вижу, что Беларусь под руководством Президента Александра Лукашенко стабильно развивается. Здесь сохраняется социальное спокойствие, политическая стабильность и идет экономическое развитие». Отвечая на вопросы журналистов относительно предстоящих президентских выборов, Цуй Цимин добавил: «Выборы — важное политическое событие. Думаю, что белорусы сделают правильный выбор».

И сказано это отнюдь не для красного словца. Китай очень целенаправленно следует своей дипломатической концепции «дружественности, искренности, взаимовыгоды и инклюзивности», стремясь создать систему партнеров по сотрудничеству на море и на суше на всей планете. В этом смысле инклюзивность, то есть включенность Пекина в дела других странах, строится абсолютно на одних и тех же принципах, будь то в Вашингтоне или Минске.

Китайский проект «Один пояс — один путь» наряду с экономической выгодой нацелен на то, чтобы переломить опасный ход событий по идеологическому расколу самого большого материка на Земле. Вот почему посол Цуй Цимин еще раз повторил, что Беларусь является островом стабильности в Восточной Европе. Это не красивая метафора, а наш геополитический актив. Инструмент, если хотите. Теперь самое время задуматься, как же им воспользоваться в окружающем мире. Это вопрос выбора стратегии, а положение всеобъемлющего политического партнерства с Китаем ко многому обязывает.

Как же Китай видит будущий мир? Судя по ответам Си Цзиньпиня газете Wall Street Journal, адресованным не только американским, но и всем своим стратегическим партнерам, мир этот вопреки алармистским настроениям можно сделать стабильным. При одном условии: если мы будем работать сообща.

Учитывая последние тенденции, когда перед лицом кризиса некоторые страны пытаются закрывать свои рынки, мне показалось очень важным то, что генсек КПК начисто отвергает вариант автаркии, обособления национальной экономики: «Для Китая невозможно развиваться самому по себе; Китай может процветать только тогда, когда в мире происходит подъем». Китай должен быть готов учиться у других цивилизаций. Недаром китайская пословица гласит: «Учиться в одиночку без общения с другими — это путь в невежество».

И далее Председатель КНР подчеркнул, что в интересах модернизации страны он будет защищать иностранные компании, работающие в Китае, усиливать транспарентность законов и обеспечивать зарубежным фирмам благоприятный режим.

Реформы, открытость экономики и закон один для всех как для внутренних, так и для внешних инвесторов — такую стратегию сегодня проводит Китай. У него действительно можно многому научиться в умении делать правильный выбор. Сопряжение китайской стратегии «Один пояс — один путь» с белорусской стратегией общественно–экономического развития, о котором говорил на днях посол Цуй Цимин, ко многому обязывает. Иногда ее называют «китайским планом Маршалла». Впрочем, это название дискуссионное. Ведь новая стратегия объединяет Евразию, а не проводит в ней новые границы и стремится к экономическому росту, а не к политическому влиянию. Политического влияния у Пекина сегодня и так достаточно. Не случайно лейтмотивом интервью китайского лидера главной газете на Уолл–стрит стала мысль о том, что «Китай и США должны работать вместе, чтобы улучшить систему управления миром». И с этими словами в Америке считаются.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 183 (24813). Четверг, 24 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter