Осип Мандельштам. Не говорите мне о вечности...

Слова, к которым нечего добавить

Книжный навигатор

Сергей Панизник. Освейская трагедия. 1943. Документальная повесть. Минск, Издательский дом «Звязда», 2013.


Впервые эта книга вышла в 1992 году, и, видимо, настало время переиздания. Тема сожженных нацистами и полицаями деревень для нашей литературы традиционна, так же как и форма документальных повествований о войне. Сергей Панизник — автор не одной такой книги. В этой собраны материалы о событиях 1943 года на Освейщине, когда в результате карательной операции СС и полицаев было сожжено 158 населенных пунктов, некоторые — вместе с людьми. «Смерч огненных деревень Задвинья оставил метины на моей судьбе. Когда пришел срок, я просто не мог не выяснить, а что там было — сразу за моим рождением», — утверждает автор. В свое время Панизнику удалось записать свидетельства выживших, вернувшихся на пепелища земляков — из 21 тысячи таких осталось 6 тысяч. Сегодня расспросить уже некого, очевидцев не осталось. Тем и важнее переиздание. В книге рассказывается о подвигах партизан и подпольщиков, о малолетних узниках Саласпилского лагеря, оказавшихся разбросанными по миру. О тех, кто погиб от пули или пыток — талантливых, мужественных юношах и девушках, которыми мог бы гордиться белорусский народ: «Ни слова здесь не прибавлено к тому, что сказано людьми, о чем свидетельствуют документы. Да и как добавить к взгляду Освеи — слезинки, к вздоху Сарьи — печали, к памяти Росицы — пепла ада, к пульсу Саласпилса — надежды?»


Осип Мандельштам. Не говорите мне о вечности... Москва, ОЛМА, Медиагрупп, 2012.


«Любое слово является пучком, смысл из него торчит в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку» — считал поэт Осип Мандельштам.


Литературоведы высчитывают периоды его творчества и смену поэтик, говорят о синтезе «суровости Тютчева» с «ребячеством Верлена».


Его стихи ходили в самиздатовских списках, одни их считали заумными и непонятными, другие заучивали наизусть, повторяя строки, поднимающие читателя к сверкающим вершинам смыслов, погружающие в тончайшие созвучия:


Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.


Мандельштам, нелегкий человек, поэт не для всех, погибший в дальневосточном лагере... Он — и воплощение Серебряного века, и символ столкновения со сталинской эпохой. Сегодня знание его произведений входит в стандартный «интеллигентский набор». Да, поэзии нынче потребляется мало, обычно двух сортов: либо «прикладная», годная для поздравлений и потехи, либо выдержавшая испытание временем, как «драгоценные вина» Марины Цветаевой. Мало что из стихов переиздается и раскупается — но на Мандельштама спрос есть, его строки звучат вполне актуально, их вызов взыскательному читателю не ослаб, а музыка не сбилась:


Вооруженный зреньем узких ос,

Сосущих ось земную, ось земную,

Я чую все, с чем свидеться пришлось,

И вспоминаю наизусть и всуе.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

 

Советская Белоруссия №167 (24304). Пятница, 6 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter