Есть ли у нас сегодня национальная элита?

Сливки общества

Обычно темы новых статей подсказывает сама жизнь. Недавно на одном центральном телеканале услышала интересное сообщение о российском писателе белорусского происхождения, который давно живет в Москве, успешно публикуется, не забывает малую родину, замечен на многих союзных мероприятиях, связанных с культурно-литературными событиями. Его имя — Валерий Казаков. Но на этот раз разговор пойдет не о литературе или окололитературном пространстве, а о представителях национальной элиты. Кто эти люди и что нам известно об их делах? Каков их личный вклад в сокровищницу наших культурных, литературных достояний? Существует ли на самом деле та лучшая часть современного белорусского общества, ее духовно-нравственный стержень, который в идеале должен занимать главенствующую позицию?


Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Почему упомянула писателя Валерия Казакова? Мы стали свидетелями, как в последние годы усилиями неравнодушных людей, меценатов в Беларусь возвращаются утраченные культурные и духовные ценности. Одним из инициаторов такого крупномасштабного проекта и стал Валерий Казаков, который с 2010 по 2015 год возглавлял Федеральную национально-культурную автономию “Белорусы России”. Благодаря инициативе нашего земляка Музею истории Могилева были переданы Статут 1588 года на польском языке, четыре тома “Учебника жизни царских детей”, факсимильное издание Баркулабовской летописи, старообрядческий крест, ключи от дверей могилевских храмов, шахматы, фигуры которых символизируют войска Петра І и Карла ХІІ, и другие вещи — более 400 предметов!

Имена людей, совершивших благородные дела, часто остаются почти неизвестными. Может, на то есть свои причины или подвижники столь важных дел сами решают остаться в тени? Слышала о благотворительных проектах Юрия Зиссера, создателя и учредителя Белорусского портала источник.

Кто-то может напомнить, что у нас существует много благотворительных программ, учредителями которых выступают солидные банки, крупные акционерные общества, коммерческие структуры. Но выясняется, что почти все программы такого формата патронируются государством. Например, приближается какой-то значительный государственный или религиозный праздник, юбилейная дата и из СМИ мы узнаем, как ответственные госслужащие организованно посещают роддома, детские приюты, школы, организовывают встречи с жителями в домах престарелых и так далее. Роженицы, дети-сироты, старики, больные, инвалиды окружены вниманием, им дарят телевизоры, холодильники, книги, конфеты. Известные госслужащие мелькают в телевизионных сюжетах, дают интервью и... благополучно исчезают до следующего календарного события.

Никто не сомневается в полезности таких встреч, но вот что меня смущает: можно ли отнести такие публично разрекламированные дела к доброму поступку, последовавшему исключительно по воле души и сердца отдельного человека?

Понятие “национальная элита” никак не тождественно понятию “власть”. Творческая элита — не картошка, ей надо время, чтобы вырасти на нашей почве, нужны определенные условия. Не надо путать современный истеблишмент с формальными, чисто статусными внешними признаками (должность, портфель, возможности управлять) и реальную культурную элиту.

Из толкового словаря: “Термин “элита” происходит от латинского слова eligo, что означает “избранный”, “наилучший”, “отборный”. Если же речь идет о духовной жизни социума, то здесь элита общества — это интеллигенция, группа людей, которая формирует вкус, нормы морали и так далее”

Чиновники приходят и уходят, и вряд ли закат карьеры у них каким-то образом связан с высшими моральными ценностями, проблемой поиска смысла жизни, вечными вопросами: “Кто мы такие? куда движемся? как вписываемся в мировое пространство?..” Сложных вопросов много, их принципиально не может решить чиновник. Не тот формат.

С потерей госстатуса чиновник исчезает и с общественного горизонта, тогда как представитель истинной национальной элиты почти всегда остается на незыблемых принципах, символизируя честь и совесть нации, чего бы это ему ни стоило. Чиновник нацелен на личный успех, карьеру, в то время как настоящий представитель элиты выражает базовые, традиционные нравственные ценности. Как мне кажется, здесь и кроется главное противоречие: временность, ограниченность номенклатуры рамками и бескорыстное служение национальным интересам лучших представителей элиты.

На сломе советской эпохи последними представителями деградирующей и исчезающей национальной элиты были академик РАН Д.С. Лихачев и академик АН СССР А.Д. Сахаров. Их отличали редкое достоинство, интеллигентность, культура дискуссий. Они не отделяли жизнь от совести, нравственности и духовности, умели на равных разговаривать как с первыми лицами государства, так и с простым дворником. Внутренняя свобода — вот что отличает личность от лакея.

Нравственные принципы российских академиков перекликаются с личными установками латиноамериканского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Не перестаю восхищаться и цитировать его прощальное письмо, духовное послание нам, его современникам, где есть и такие слова: “Я понял, что один человек имеет право смотреть на другого свысока только тогда, когда он помогает ему подняться”.

В последние годы мы стали свидетелями перемещения многих известных имен по вертикали и горизонтали власти — непотопляемые корабли. Вчера был министром, завтра уже возглавляет какой-то фонд, комитет, управление... Что-то не замечены те, кто по причине пенсионного возраста оставили портфели и должности и ринулись в масштабное меценатство и спонсорство. Что-то не слышно и не видно вчерашних представителей госноменклатуры на благородной ниве служения Родине и обществу, радения и помощи сирым не за госкошт, а по воле долга и неравнодушного сердца.

Когда-то читала предвыборную программу городского чиновника. Он избирался в Парламент, сейчас занимает руководящее кресло в коммерческом банке. Удивили его обещания — построить там и там школу, детский сад... Странно было читать его посулы, как будто он клялся ввести в строй за собственный счет государственные объекты. Попробуй не сдать в срок запланированные госпрограммой школу или детсад — мало не покажется! А вот сделай что-то сам, за собственные деньги, приложи в свободное от основной службы время свои руки и мозги, поучаствуй, например, в восстановлении храма, заброшенного кладбища, помоги частной художественной галерее. Еще проще — организуй субботник в собственном дворе, причем не по уборке весеннего мусора, а придумай что-то более существенное, материально затратное: посади деревья, покрась детскую горку, обустрой спортивную площадку.

Недавно на встрече в библиотеке мне пожаловались ее сотрудники: так называемая оптимизация привела к сокращению в районе 14 сельских библиотек, то есть их попросту закрыли. Обещали из высвобожденных (читай, сэкономленных) средств поднять зарплату рядовым библиотекарям. Библиотеки закрыли, а зарплата осталась прежней. Думаю, такую “прекрасную” оптимизацию провели те же прыткие, часто не очень умные чиновники-обманщики. Только кто с них спросит? Скромным библиотекарям остается робко возмущаться в своей среде...

Стало известно, что нобелевский лауреат Светлана Алексиевич решила создать в нашей стране интеллектуальный клуб. В сентябре его первым гостем станет российская поэтесса, переводчик, филолог и этнограф Ольга Седакова, осенью она откроет в Минске цикл лекций. По мнению Светланы Алексиевич, Ольга Седакова является “наиболее интересным писателем-мыслителем нашего времени”. К слову, на счету белорусской писательницы много благотворительных дел, в том числе стипендии нескольким наиболее талантливым молодым авторам. Но свои дела она не любит афишировать. Скромность — характерная черта многих меценатов.

Попыталась разобраться в вопросе: есть ли у нас сегодня ответственная национальная элита — самая лучшая, отборная часть интеллигенции, живущая интересами народа, успешно развивающаяся, не уклоняющаяся от своих прямых обязанностей перед социумом? Часто ее представители формально выступают от имени нации, но на деле мы наблюдаем лишь их личный карьерный рост, обещания, а не способность к личной ответственности, особенно когда дело касается признания собственных ошибок и публичного раскаяния. Может, я не права?..

Автор публикации: Ирина ШАТЫРЕНОК, Гродно
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter