Слишком дорого спасать.

Кризис в Италии рискует стать роковым для Европы и евровалюты. Мы говорим – Италия, подразумеваем – евро. Судьбу общеевропейской валюты многие аналитики ставят в зависимость от положения дел в третьей экономике зоны евро.

Мы говорим – Италия, подразумеваем – евро. Судьбу общеевропейской валюты многие аналитики ставят в зависимость от положения дел в третьей экономике зоны евро. Италия как новый участник кризиса долгов в еврозоне как-то неожиданно возникла недавно на экранах радаров рынка долговых обязательств. Хотя для многих экспертов, учитывая хронические долги Италии, в этом ничего неожиданного как раз не было. Сегодня государственный долг Италии составляет почти 2 трлн евро и 16% ВВП всей еврозоны. Слишком дорого спасать, слишком опасно дать утонуть – так можно определить положение Бель паэзе (Прекрасной страны), как называют свою страну жители Апеннин в зоне евро. Представляя Сенату программу экономии, министр экономики Джулио Тремонти сказал: «Мы подошли к кульминации драмы, происходящей с Европой и евро. Либо мы идем вперед, либо назад. Не нужно питать иллюзий, что кто-то может спастись самостоятельно. Это как на борту «Титаника» – даже пассажирам первого класса не гарантировано спасение».

Именно потому что долговая болезнь широко распространилась по зоне евро, рынки очень пристально следят за тем, что происходит в Италии.  Даже намек на то, что Италии может потребоваться помощь Евросоюза, нервирует кредиторов. Долги страны в 2,5 раза превышают размер европейского стабфонда. Кроме того, банки многих стран имеют на балансе огромные пакеты итальянских корпоративных и государственных долгов, только у банков Франции их скопилось на 300 млрд евро. Так что кризис в Италии рискует стать роковым для Европы и евровалюты.
Профессор Альберто Алезина из Гарвардского университета в Бостоне считает, что Италия слишком велика, чтобы оказаться банкротом, но и слишком велика, чтобы быть спасенной. При этом Италия сталкивается с проблемами иного типа, чем Испания, Португалия, Ирландия и Греция. Ее экономика в стагнации уже на протяжении 15 лет, государственный долг был очень высок еще до нынешнего кризиса, с его наступлением задолженность выросла, и это огромная сумма. При этом экономического роста нет вовсе. Международное агентство S&P ухудшило прогноз по рейтингу Апеннин. И спекулянты реагируют: ставки по 10-летним итальянским облигациям колеблются вокруг опасной отметки в 6% годовых. Опасная черта – когда ставки по бондам Ирландии, Греции и Португалии достигли 7%, этим странам пришлось просить помощи Евросоюза. А если Италия не справится с кризисом, евро окажется в чрезвычайно сложной ситуации, убежден профессор Алезина.
Оперативной оказалась реакция итальянского правительства, которое приняло программу жесткой экономии, вызвавшую одобрение основного защитника евро, канцлера Германии Ангелы Меркель. Парламент Италии одобрил программу правительства Сильвио Берлускони по сокращению расходов на 47 млрд евро в течение 4 лет. Но достаточно ли этого, чтобы вернуть доверие кредиторов к Риму? По оценкам правительства, рост экономики Италии в этом году едва превысит 1% (прогноз на 2012-й – 1,3%). А госдолг, составляющий 120% ВВП, даже в 2012 году, после серьезных мер экономии, планируется сократить всего на 0,6%. По соотношению госдолга и ВВП Италия занимает третье место в мире. Чтобы восстановить экономику, этих мер недостаточно, считает профессор Алезина: «Поскольку там мало что имеет отношение к структурным реформам, которые и обеспечивают экономический рост. Что касается бюджета, главная проблема в том, что сокращение расходов слишком сориентировано на будущее, на 2013–2014 годы. Этот сигнал, который говорит о замедлении процесса, может вызвать негативную реакцию рынков».
Кроме того, не следует забывать, что в 2013 году в Италии состоятся парламентские выборы с непредсказуемым результатом. Никто не знает, кто на них победит и как будущее правительство будет воплощать этот план, поскольку его политика может отличаться от нынешней. И третий важный момент: план правительства несбалансирован, он предполагает увеличение налогов при недостаточном сокращении расходов. Как отмечает бывший премьер Италии и экс-глава Еврокомиссии Романо Проди, «рост экономики нельзя возобновить одним движением руки. Необходимы структурные реформы, которые в эту программу не входят. Этот план можно сравнить с работой пожарной команды: огонь вроде потушили, но теперь нужно строить новый дом, а на это нужно время».
Программа экономии, если она будет реализована, позволит Италии оздоровить госфинансы, вернуть доверие кредиторов и, как следствие, занимать деньги на рынке по более льготным условиям. Все это, вместе с принятым 30 июня правительством планом ужесточения бюджетного равновесия, должно позволить через 3 года сократить дефицит бюджета до 0,2% против прошлогодних 4,6%.
И по возможности уменьшить социальное напряжение в стране, отнюдь не все граждане которой готовы согласиться с сокращением госрасходов. Ведь по статистике, около 14% населения Апеннин живут в бедности.
Тем не менее на недавней встрече глав стран ЕС в Брюсселе было отмечено,  что только жесткая экономия убережет находящуюся в «зоне риска» Италию от долговых проблем Ирландии, Португалии, Испании и, в конечном счете, от повторения «греческого сценария». Но доля этих государств, даже вместе взятых, в экономике и финансовой системе Европы сравнительно невелика. В отличие от Италии. Ее дефолт может стать концом евро.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter