Слихот — молитвы прощения

Чуть больше двух недель осталось до еврейского Нового года — Рош а Шана. В этом году он наступит вечером 16 сентября, или 1 тишрея по еврейскому календарю. Традиционное блюдо на еврейский Новый год — это яблоко с медом. Яблоко едят, чтобы год был крепким и хорошим, а мед, чтобы был сладким и добрым. Рош а Шана — это, скорее, день для подведения итогов, возможности попросить прощение у тех, кто был тобой обижен, обратиться с покаянной молитвой ко Всевышнему. И читают эти молитвы в синагоге еще до наступления еврейского Нового года. Почему? Потому что считается важным подготовить себя к Рош а Шана в период месяца элул. И в плане приготовления  к празднику, приглашения гостей и в моменты молитвы прощения (извинения), или на иврите Слихот.

Существуют разные позиции, когда именно начинать чтение этих молитв. Но в одном есть единство — это литургия Слихот. Центральной частью молитв Слихот является отрывок из книги Исход (34:6-7): “Господь, Господь-Владыка, Бог милосердный и милостивый. Долготерпимый и человеколюбивый, источник истины, являющий доброту Свою многим поколениям, прощающий провинности, преступления и грехи, дарующий нам оправдание”. Этот отрывок, содержащийся в Слихот, читают также из Махзора ( молитвенника на определенные праздники) и на Рош а Шана, и на Йом Кипур ( День искупления). В еврейской традиции он обозначен как “ 13 мер милосердия Всевышнего”. Талмуд (трактат Рош а Шана 17) повествует, что эти слова принял Моисей от Всевышнего в момент получения скрижалей завета. Бог сказал, что данными словами Израиль может обратиться за прощением. Конечно, Талмуд не гарантирует прощение, и эти слова святой Торы лишь инструмент к покаянию и прощению. И к тому же не только слова нужны, но и покаяние, и праведные действия. И все же важно, когда у тебя есть нужные слова и молитва для извинения и прощения.

Фраза из Махзора “Устремления души” молитвы Слихот (стр. 4) очень хорошо говорит о чувствах человека, готового к раскаянию: “У нас нет причин жаловаться на несправедливость, нечего сказать в свое оправдание. Не оправдываться нам надо, но задуматься над тем, как живем, раскаяться в грехах и обратиться к добру, ибо ты, Господь, всегда готов принять воистину возвращающихся”. Попросить прощения и у Всевышнего, и у любого человека непросто, еще сложнее вымолить прощение, как и простить. Веря, что Бог милосерден и справедлив, мы должны понимать, что есть в мире то, что не уходит от возмездия, наказания. Есть и то, что, не до конца понимая, приходится принимать.

И все же как важно в любой жизненной ситуации найти слова для того, чтобы попросить прощения. Насколько значим пример традиции покаяния и покаянных молитв, переходящий из поколения в поколение. Вне зависимости от веры каждому человеку становится легче на душе, получив прощение, а порой и простив, поняв причины проступка. Молитвы прощения, Слихот, существуют много веков. И каждое поколение, в независимости от технического прогресса,  различных идеологий, сомнений, находит и в литургии, и в понятии прощения и покаяния что-то свое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter