Плачь и спасибо за слезы не забывай говорить

Слезы

«Плач ідзі, калі балiць што. Плач, калі гора. І дзякуй за слёзы не забывай казаць»
— Прости, я такая плакса...

У моей знакомой год назад не стало мамы. Такова жизнь. В конце концов пожилая женщина, 86 лет. А все равно — слезы.

— Ты что извиняешься? За слезы нужно спасибо говорить. И всегда плакать, если хочется. Громко. Навзрыд.

Но люди прячут слезы. Напрасно. Говорят, все болезни от невыплаканных капель. 

Была у моей бабули в деревне соседка, шептуха. Все к ней потихоньку ходили. 

У одной порося плохо ест, у другой мужик запил. Она на водичку наговаривала, результат волшебный. Поросенок превращался в жирную свинью, и когда холода наступали, все весело бежали за свежениной. И ели, и пили. Кроме того несчастного, которого от “прозрачной” выворачивало. 

— Што такое зрабiлася? — недоумевал мужик.

Бабы молчали, женская солидарность. Только своим нашептывали:

—  Глядзi во, будзешь многа пiць и табе зробiцца!

А в соседнем доме жили пацанята. Такая семья. Куча маленьких мужичков. 

И надо же, чтоб народились еще двое близнецов. Димка и Сашка. Ну там уже не важно. Носились они гурьбой по двору. Одним или двумя больше. Однажды (старшие в школе были, мамка их по дому занималась) открыли дети вольер, где жила большущая овчарка. Не то чтобы пес злой, но, дабы малыши не напугались, запирали Найду в загон. Она так тоскливо оттуда смотрела, нос под сетку просовывала, вот и решили карапузы ее освободить. От большой радости Найда со всей своей собачьей душевностью бросилась навстречу пацанам, так, что с ног свалила. Сашка прямо зашелся криком, и штаны стали мокрые. А Дима лежал и не дышал. Будто окоченел. На крик прибежала мама, первым делом подумала, что Сашу собака укусила, стала его тормошить, осматривать, а он плачет, кричит. За этим она не заметила, что второй встал и стоит в сторонке бледный. 

Спустя время начались у Димки большие проблемы. По ночам не спит, до горшка не доходит. Саша уже во всю болтает, а этот слова сказать не может. Все заикается. Повели его к шептухе. Она стала расспрашивать что да как. Ей и про собаку рассказали. Только говорят, Сашка напугался, описался от страху, а Дима вроде нет. Даже не плакал.

— Дрэнная справа, — вздохнула бабка. — Буду спрабаваць нешта зрабiць...

И пошла. Долго Диму лечили. Несколько лет. И водичкой, и докторами. Заикание у него осталось на всю жизнь. А шептуха всем потом рассказывала, чтоб запомнили раз и навсегда:

— Если дитя напугалось сильно, так что замерло и не реагирует, нужно тут же его тормошить, вывести из этого состояния. Самое лучшее, если от страха дитя описается. Сразу полбеды выходит. Потом нужно поплакать. Чем больше. Тогда очищается от всего дурного организм и душа. 

Каждый раз повторяла, кто бы к ней ни приходил:

— Плач ідзі, калі балiць што. Плач, калі гора. І дзякуй за слёзы не забывай казаць.

Теперь я читаю много статей о том, как платит организм болезнями за невыплаканные слезы. И вспоминаю эту бабулю. И как в деревне говорили:

— Правда что, столько лет жили люди без врачей — народной мудростью.

Передавали из уст в уста простые истины. Вот и я делюсь. Вдруг кому поможет.

sulimovna@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter