Слезы Бронзового солдата

Как в Европе чтят память героев и жертв Второй мировой войны
Как в Европе чтят память героев и жертв Второй мировой войны

13 — число несчастливое. Нужно было случиться такому, что именно столько красноармейцев, освобождавших Эстонию от нацистов, покоится под плитами монумента «Бронзовый солдат» неподалеку от таллинского Старого города. Души воинов не нашли здесь упокоения. Простые ребята по призыву и по зову сердца пошли защищать Родину в годы Великой Отечественной войны. Они не думали не гадали, что спустя полвека их станут называть не иначе как «оккупантами», а прах требовать поднять из могилы...

Прибалтика: с глаз долой?

Сразу же после новогодних каникул эстонский парламент одобрил, а президент страны подписал на следующий же день закон о «приведении в порядок» памятников и захоронений солдат, находящихся в «не подходящих для этого местах». Эстонские власти говорят о «переносе» монумента, установленного в 1947 году, с Тынисмяги (в советское время — площадь Победы) в другое место. Другое — это значит менее приметное, вдалеке от туристских троп — на побережье Финского залива.

В чем же виноват «Бронзовый солдат» на Тынисмяги, вокруг которого разгорелись столь бурные страсти? В том, что одет в красноармейскую форму? Но в этой же форме сражались с нацизмом крупнейшие эстонские ученые с мировым именем — будущий литературовед Юрий Лотман и талантливый химик Виктор Пальм. Это форма армии, которая понесла самые большие потери в борьбе против нацизма, по определению Нюрнбергского процесса — главной угрозы для европейской цивилизации.

Но в Эстонии смотрят «шире и глубже». Многие не могут простить России, как правопреемнице СССР, оккупации стран Балтии в 1940 году. Советского же «бронзового воина» иначе как с «русским солдатом» не ассоциируют. Однако трудно понять, какое отношение имеют к обидам начала Второй мировой войны красноармейцы, освобождавшие Эстонию в 1944–м от германских оккупантов? И хотя после окончания войны Эстонская Республика осталась в составе СССР, победа над нацизмом предопределила восстановление через полвека ее государственной независимости. Или эстонцы просто не знают, что в планах немцев было заселить Таллин, Нарву, Кохтла–Ярве колонистами из рейха, а коренное население или истребить как «расово неполноценное», или онемечить?

Между тем в парламент Латвии поступило письмо от Объединения латвийских партизан («лесных братьев») с просьбой принять закон о сносе памятника воинам–освободителям в центре Риги...

Германия: на совести нации

В прибалтийских странах всегда стремились к идентичности с Западной Европой. Здесь гордятся своим средневековым культурным прошлым, во многом связанным с Германией. Но в самой Германии — совсем иное отношение к памяти о солдатах Второй мировой войны. И там не делят погибших солдат на «своих» и «чужих».

В самом центре Берлина, в Трептов–парке, стоит монумент советскому воину–освободителю, спасшему в 1945 году немецкую девочку. По одной из версий, им был белорус Трифон Лукьянович. Недавно памятное место благоустроили, а статую отреставрировали. Восстановление монумента стоило 1 миллион евро — все работы за счет немецкого правительства.

Так же бережно относятся в Германии и к могилам рядовых советских солдат. Большую работу проводит, в частности, Народный союз ФРГ по уходу за военными могилами. Как подчеркивают его руководители, «во имя осмысления недавнего прошлого и примирения между народами».

После вывода российских войск Германия взяла на себя обязательство ухаживать за могилами и памятниками советским воинам. В ответ немцам было разрешено обустраивать могилы их солдат и офицеров на территории России, Украины и Беларуси. С 1993 года правительство ФРГ взяло на себя все расходы по содержанию мемориалов в память о погибших во Второй мировой войне, а также расположенных на территории страны захоронений военных времен. Обеспечение ухода за могилами советских граждан и немцев, погибших во время боевых действий, а также умерших в лагерях и на принудительных работах в Германии, — это «конкретное выражение взаимопонимания и примирения между народами ФРГ и бывшего Советского Союза», — полагают руководители Народного союза.

С ними согласен и президент немецкого Агентства глобальных коммуникаций профессор Лоренц Хааг. «Нельзя стрелять в прошлое, потому что эти выстрелы могут попасть в будущее», — так прокомментировал он решение властей Эстонии убрать «Бронзового солдата» с глаз долой. «Беспокоить прах павших в великой битве народов с германским фашизмом — это грех, — подчеркнул он. — Такие действия противоречат наиболее значимым общим интересам Европы, оскорбляют память погибших и живущих во всем мире. И эстонский народ, и эстонский парламент могли бы поучиться терпимости у нас, немцев, и сравнить, как мы относимся к памяти погибших — начиная с наполеоновских войн и кончая самой кровавой войной в ХХ веке».

Польша: свет поминальных свечей

Наша западная соседка может служить примером бережного отношения к памятникам 620 тысячам павших на ее земле советских воинов. Это подтверждает и начальник историко–мемориального отдела при посольстве России в Польше Александр Полейко. Он напомнил, что структура, которой он руководит, пока единственная в Европе.

Отдел при российском посольстве в Варшаве следит за состоянием 561 памятника и 638 захоронений периода Второй мировой войны. Польша и Россия заключили договор, по которому с февраля 1994 года поляки обязались ухаживать за воинскими мемориалами, а россияне — их ремонтировать. С 2000 по 2006 год отреставрированы 126 кладбищ.

Полейко особо подчеркнул факт тесного сотрудничества отдела с польским Советом охраны памяти, борьбы и мученичества, который возглавляет Анджей Пшевозник, награжденный недавно российским орденом Дружбы народов. Кроме того, совместно с польским Красным Крестом ведется поиск и установление личностей пока не известных погибших воинов. Всем памятна история, когда еще в 1981 году Лех Валенса, бывший тогда лидером «Солидарности», узнав об оскорбительной надписи на одном из мемориалов красноармейцам, пришел с ведром и тряпкой, чтобы лично смыть позор...

Как и в былые времена, 17 января, в день освобождения Варшавы, и 23 февраля представители Польши и России под звуки военного оркестра торжественно возлагают венки к памятникам и могилам советских воинов. Зажигаются сотни поминальных свечей...

Венгрия: суд времени

По архивным данным, в Европе — около четырех тысяч воинских мемориалов, в которых захоронено более 2,5 миллиона солдат и офицеров Красной Армии, погибших в боях в годы Второй мировой войны. Из них почти четверть — в Венгрии. С осени 1944–го по апрель 1945 года здесь погибло около 180 тысяч красноармейцев. Без малого половина — в Будапеште. Убитых хоронили как могли и где могли. Часто в сквериках, прямо в центре города. В конце 80–х на многих улицах и площадях Будапешта на местах таких импровизированных захоронений еще стояли памятники и стелы в честь советских солдат.

В начале 90–х, когда из Венгрии ушли части Южной группы войск, многое переменилось. Часть памятников, в основном бронзовых скульптур, по инициативе новых властей переместили в Парк монументов под Будапештом, основанный в 1991 году. Туда вместе со скульптурами венгерских рабочих и революционеров была перенесена бронзовая фигура советского солдата с обелиска Свободы на горе Геллерт. Тогда же многие советские захоронения из центра города были перенесены на кладбище Керепеши у Восточного вокзала, где находится прекрасно обустроенный центральный воинский мемориал советским солдатам. Здесь, под сенью вековых платанов и лип, ничто не нарушает покоя тысяч красноармейцев, погибших на улицах Будапешта в 1945–м и даже 1956 году.

С тех пор и до последнего времени особых инцидентов с советскими памятниками в Венгрии не было. Исключением стало лишь осквернение монумента советским воинам на будапештской площади Свободы прошлой осенью во время массовых беспорядков. Тогда неизвестные сорвали звезду, бронзовые элементы. Памятник просто «попался под руку», он находится рядом со зданием венгерского ТВ, которое штурмом пытались взять «повстанцы», требуя отставки правительства. После этого ЧП венгерский МИД направил в адрес российского посольства ноту, в которой заявил, что «эти варварские действия ни в коей мере не могут отождествляться с позицией венгерского правительства и осуждаются самым решительным образом».

Чехия: покой под сенью берез

Освобождая от нацистов Чехию и Словакию, погибло свыше 85 тысяч советских солдат. Они захоронены в 660 могилах в разных городах и деревнях. Ольшанское кладбище в Праге дало последний приют многим русским и белорусам, уехавшим из своих стран после революции 1917 года. Их вечный покой сторожит изумительная по красоте церквушка с мозаиками, утопающая в зелени берез. Здесь же, на Ольшанах, похоронены воины Красной Армии, погибшие весной 1945 года.

Ольшаны — крупнейший в Чехии мемориал павшим советским воинам. Стройные ряды памятников и надгробий с пятиконечными звездами. Среди них можно ходить часами. Тысячи имен и фамилий. Здесь всегда чисто и ухоженно. Но и сегодня тут кипит работа. На средства чешского государства при частичном финансировании из России некоторые памятники и надгробия реставрируются. Вместо цементных плит кладут плиты из мрамора и гранита. Чехи помнят о жертвах советского народа во имя свободы славянских народов от германского нацизма.

Даже после событий августа 1968 года здесь меньше всего были склонны смешивать память о погибших весной 1945–го советских солдатах с тем режимом, который ввел войска в Прагу.

Болгария: несгибаемый Алеша

В ноябре 2007 года исполнится 55 лет со дня открытия в Пловдиве памятника воину–освободителю, которого болгары назвали «Алешей». Однако до сих пор не утихают споры между сторонниками и противниками сохранения этого монумента, воздвигнутого в честь советских солдат.

Впервые угроза над памятником нависла в 1989 году. Пришедшие на волне политических преобразований новые власти хотели избавиться от всяческих напоминаний о «советской оккупации». В свою очередь, защитники монумента утверждали, что он — символ дружбы между болгарским народом и народами СССР. Позднее высказывались предложения решить судьбу «Алеши» на референдуме. Однако идея не прошла, поскольку на это требовались немалые деньги.

В 1996 году городской парламент Пловдива постановил снести монумент, однако окружной суд отменил это решение. Окончательную точку поставил верховный суд Болгарии, утвердивший монумент в статусе памятника Второй мировой войны, который не может быть разрушен.

Беларусь: вспомнить всех поименно

— Очень много памятников было восстановлено к 60–й годовщине освобождения Белоруссии и Победы в Великой Отечественной войне, — говорит Игорь Чернявский, заместитель начальника управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры. — Но юбилей — лишь повод для того, чтобы обратить особое внимание на крупные объекты: «Хатынь», Курган Славы, памятник-монумент в честь Матери–патриотки в Жодино. Поэтапно реконструируется Брестская крепость–герой: за последнее время укреплены бетонные скульптуры, а в одном из отреставрированных корпусов цитадели открылась картинная галерея.

До сих пор тысячи людей из бывших советских республик приезжают в нашу страну поклониться праху солдат–земляков, которые погибли здесь, сражаясь с врагом за нашу общую свободу. Историк Борис Долготович рассказал, как одной из семей со Смоленщины он помог разыскать могилу деда — через 62 года после его гибели. Оказалось, родные полвека приезжали в Сенненский район не к тому памятнику. Лишь внук старшего сержанта узнал настоящее место, где покоится его дед, под Полоцком. Поиском могил погибших красноармейцев занимаются не только историки, но и специальный поисковый отряд при Министерстве обороны.

Помнят белорусы и о жертвах геноцида. Каждый год в разных уголках страны появляются символические знаки на месте расстрелянных эсэсовцами жителей еврейских гетто. В Тростенце под Минском строится мемориальный комплекс на месте крупнейшего в Европе фашистского концлагеря, существовавшего здесь в годы войны.

За памятниками на отдельных захоронениях партизан, подпольщиков, фронтовиков постоянно ухаживают местные власти, школьники, студенты, активисты БРСМ. Некоторые районные администрации берут на свой баланс целые комплексы в честь этапных событий Великой Отечественной войны. Так, местными силами был восстановлен мемориал «Прорыв» в Ушачском районе.

В Министерстве культуры предлагают еще больше внимания уделить памятникам прошлого, связанным с войной.

— Все объекты — не только храмы и дворцы, но и воинские захоронения — мы предлагаем восстанавливать вместе с прокладкой новых дорог, тротуаров, сооружением новых домов в агрогородках. Не должно быть такого, чтобы монумент в честь защитников Родины был «забыт» рядом с выложенными из новой красивой плитки парковыми дорожками, — считает Игорь Чернявский.

Уникальный монумент появился два года назад в Гродно. Командир, политрук и красноармеец — три бойца, прикрывающие брешь в символической границе, — памятник воинам–пограничникам, первым встретившим фашистские войска утром 22 июня 1941 года. Вокруг бронзовых фигур — 15 столбов бывшей границы СССР, символизирующих 15 братских республик. Единственный мемориал воинам–пограничникам на территории СНГ не зря прозвали народным. Не только из–за значимости, но и из–за того, что деньги на его возведение собирали всей страной.

...В Беларуси, где из года в год восстанавливаются памятники героям и жертвам Великой Отечественной войны, под охраной государства находятся мемориалы и немецким солдатам, погибшим в Первую и Вторую мировые войны. И как ни больно вспоминать нашим людям о зверствах оккупантов, простое человеческое чувство понимания и сострадания — белорусам эти качества свойственны как никому другому — не позволяет тревожить прах павших, а тем более устраивать на нем политические игры...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter