Следы на песке

В современном театре не принято отнимать у зрителя много времени, потому что после спектакля ему надо успеть на другие развлечения...

Займусь неблагодарным делом: сравнивать несравнимое. Продукт для питания желудка и продукт для питания души. К первому у нас повышенная требовательность. Чтобы не слишком дорого и вкусно. Ко второму - требования не сформулированы. Основное, чтобы недолго и весело. Кайф, но не скука. Если начинает фигурировать формула "для души", у кого-то априори стягивает скулы в желании подавить зевоту. В современном театре не принято отнимать у зрителя много времени, потому что после спектакля ему надо успеть на другие развлечения. В частности, к телевизору.


Фестиваль театрального искусства "Панорама" постарался сломать эти стереотипы. В своих намерениях он замахнулся на тектонический сдвиг отечественного театра. Что из этого получилось?


Взгляд изнутри


Отлично подобраны спектакли. Кто что-то недоглядел или прозевал в минских театрах, мог за пару недель наверстать упущенное.


"Пинская шляхта" и "Свадьба" у купаловцев, "Бег" в Русском, "Королева красоты" Мак Донаха в Новом драматическом, "После..." у Иноземцева, "Пить, петь, плакать" в антрепризе Кати Огородниковой, студенческие "Не танцы", свежая премьера "Почему стареют люди?" в кукольном.


Международная программа началась с легендарного Питера Брука, продолжилась престижнейшими Алвисом Херманисом, Оскаром Коршуновасом, Львом Эренбургом, обладателями премий "Золотая маска" и завершилась не менее великим итальянцем Джорджо Стрелером.


Все практики театра приходят к выводу, что сценическое искусство может развиваться, если имеет сильную собственную современную драматургию. С этим у нас в Беларуси проблема. Практически никто не пишет "про сейчас". Все ждали с нетерпением проекта On line, в котором участвовали семь пьес семи пар молодых драматургов и режиссеров. Оригинальная "фишка" фестиваля должна была быть альтернативой проверенному репертуару государственных театров. Проекту определили тему "Кто Я?"


В пяти из семи заявок варьировалась тема самоубийства. Были пистолеты, ружья, опасные таблетки, петли из веревки. Иногда мотивом была несчастная любовь. Чаще хотелось умереть просто так, без особой причины.


Взгляд оптимиста


Если бы литовцам предложили быстро набрать команду для шоу "Танцы со звездами" или "Ледниковый период", труппу Вильнюсского городского театра Оскара Коршуноваса можно приглашать в полном составе. Для сравнения: у нас в Беларуси таких техничных молодых артистов пришлось бы искать по всем городам.


Спектакль "Сон в летнюю ночь", оторванный от быта и реальной жизни, создан в клоунской манере. Артисты - пластилин в режиссерских руках. Это театр движения и игры, что очень популярно в молодежной среде, где абсолютно игнорируется личность любого именитого автора. Актеры Коршуноваса, усвоив стиль свободной пластики, могут в нем, этом стиле, играть любую пьесу и любое время. Им не важны ни сюжет, ни интрига. По миллиметру заучено и выверено каждое движение, придуманное режиссерской фантазией. Артисты-клоуны высекают смех мимикой, неестественными позами, даже паузами. Актриса, изображая неодушевленный предмет - стену, - срывает аплодисменты просто своим затянувшимся молчанием.


Было трудно представить, что великий англичанин Питер Брук, адепт психологического реализма и знаток Шекспира, может сделать метафизический моноспектакль. Актрисе из Швейцарии он помог с помощью уникального инструмента ганга добиться космического звучания вопроса: почему жизнь устроена так, а не иначе? Ответить однозначно невозможно, поэтому режиссер множит название спектакля "Почему, почему..."


Самый востребованный сегодня режиссер Алвис Херманис ориентируется на образованного и социально активного зрителя, которому бывает страшновато от того, над чем смеется менее подготовленная публика.


Спектакль "Соня" по повести Татьяны Толстой о потерянной жизни Херманис отдал двум актерам, один из которых перевоплощается в немолодую, неуклюжую, ограниченную женщину романтического склада. Факт переодевания всегда вызывает смех. Здесь же привлекает точность социальной среды, из которой вышла Соня. Подробности быта середины прошлого века воспроизведены с антикварной точностью и добродушным сочувствием. Ретро не вызывает смеха. Оно еще живет в памяти многих людей.


В середину фестиваля организаторы заложили небольшую бомбочку - "Грозу", поставленную в Магнитогорске питерским режиссером Львом Эренбургом. Модный, востребованный на Западе, кассовый режиссер предстал перед нами в своем фирменном стиле свержения авторитетов Горького, Чехова, Островского. В театре вообще любой серьезный текст, особенно хороший литературный, утяжеляет работу актера. Спасение режиссура обычно находит в приемах шоу. Эренбург заимствует из попсовой культуры только натурализм. Много воды, красной жидкости, изображающей кровь, жестокой возни, переходящей в драку, обнаженных тел, эротики. Есть в спектакле привлекательное бесстрашие, которое очень заразительно. Артисты играют отчаянно, исступленно, на грани нервного срыва. Особенно хороши откровенные эротические этюды. А как все это принять? Все зависит от вкуса, воспитания, образованности зрителя.


Взгляд неуслышанного советчика


Во время фестиваля постоянно задавался вопрос: "Как выглядит белорусский театр на этом пестром и престижном фоне?" Себя показали. Других посмотрели. Чем измерить собственный вес в театральном пространстве? Наградами? Славой? Вопрос некорректный.


Важнее другое - куда двигаться нашему белорусскому театру.


Новое европейское мышление возвращает к исторической правде, свежей театральной образности, к тончайшей выделке роли, человечности на высоком интеллектуальном уровне, к использованию визуальных технологий.


По крупицам, по капелькам все это у нас есть. Только не собрано воедино. Почему? Мало лидеров, слово их не является веским, их команда нестабильна, разбегается по разным причинам, одна из которых - финансовая.


Лучшие спектакли фестиваля были привязаны к конкретным и звучным именам режиссеров. Это означает, что в театре важно наличие художественной воли и художественной стратегии. Сегодняшние театры директоров не всегда готовы к такой задаче. Песни песнями, а денежки должен считать специалист, над шедевром работать талантливый мастер. В одну телегу не впрячь коня и трепетную лань. Растащат в стороны, как лебедь, рак и щука.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter