Следы и последствия

В Андижане действовали талибы и чеченские террористы, планировавшие приход исламистов к власти в регионе
В Андижане действовали талибы и чеченские террористы, планировавшие приход исламистов к власти в регионе

«У нас есть информация о том, что к этому имели отношение исламские экстремисты, структуры Исламского движения Узбекистана, остатки талибов и некоторые чеченские террористы», — заявил глава МИДа России Сергей Лавров.

Вчера он повторил это заявление уже во второй раз. А ранее, когда Лавров впервые обнародовал эту информацию, на нее своеобразно отреагировали США. Нет, Вашингтон вовсе не стал оспаривать слова российского министра, он просто без лишнего шума отозвал персонал своего посольства в Ташкенте «из–за угрозы терактов» и призвал граждан воздержаться от поездок в страну. Об этом говорится в специальном уведомлении государственного департамента США.

Справедливости ради нужно сказать, что госдеп и ранее предупреждал, что в регионе продолжают активно действовать Исламское движение Узбекистана, «Аль–Каида», Исламский джихад и Исламское движение восточного Туркестана. Однако все это был тихий шепот на фоне громких советов госсекретаря Кондолизы Райс президенту Исламу Каримову «провести политические реформы и сделать систему более открытой». Не размести Каримов у себя американские базы, разговор был бы совершенно другой. Здравый смысл или все–таки Дональд Рамсфелд (главный «строитель» баз в Центральной Азии) удержал г–жу Райс от того, чтобы сорваться на «оранжевый» тон.

Политический дальтонизм на какое–то время помешал госдепу трезво оценить, что такое Ферганская долина, откуда начинался поход с «тюльпанами» на Бишкек и где находится многострадальный Андижан. Это регион этнически однородный, но разделенный между несколькими странами. Вообще–то по географическим понятиям — это оазис с плодородной землей и Сырдарьей. Не случайно он стал колыбелью нескольких древних государств. Впрочем, в наследство от них осталась только чрезвычайно большая плотность чрезвычайно бедного населения. В общем, регион идеально подходит террористам как плацдарм для дальнейшего наступления.

Через долину пролегает известная высокогорная трасса Хорог–Ош, связывающая Афганистан с Узбекистаном и Кыргызстаном. Через одиннадцать высокогорных перевалов почти невозможно проехать на автотранспорте, зато беспрепятственно и бесконтрольно движутся караваны с наркотиками и оружием. «Мы не можем допустить, чтобы регион был дестабилизирован и террористические структуры укрепляли здесь свои позиции или, возможно, пришли бы к власти», — говорил Лавров во Владивостоке своим коллегам из Китая и Индии, тоже усматривающим в недавних событиях угрозу собственной безопасности.

И вот еще информация к размышлению. Парламентская ассамблея НАТО осудила «диспропорциональное применение силы» в Андижане. Неясно только, почему парламентарии не задавались этим вопросом, когда альянс, скажем, бомбил Югославию?..

Понятно, гибель людей — это всегда плохо, независимо от того, как с гибелью согласуются макиавеллевские принципы. Можно понять беспокойство правозащитников — в конце концов, это их работа. Но поведение отдельных высокопоставленных западных политиков, которые тоже записываются в этот лагерь, отдает некоторым лицемерием. Тем более если одной рукой они под вывеской правозащитных фондов финансируют революции, а другой — вывозят из дестабилизированного региона собственных дипломатов и вводят войска.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter