Следующее "совещание в Филях" — как всегда, на моей кухне

«Минский пехотный полк» родился от нескольких телефонных звонков
Приходилось ли вам быть свидетелем настоящего боя времен Наполеона? Когда лязг сабель, клацанье ружейных замков, разрывы пушечных ядер перемешиваются с криками солдат и топотом копыт… А бывать в палатках, где останавливались на привал армии тех далеких времен? Пожалуй, нет. А вот ребята из военно-исторического общественного объединения «Минский пехотный полк» знают об этом не понаслышке. Многие иронично называют их увлечение «игрой в солдатики», мол, взрослые дяди, а все еще не наигрались. И не видят за этой внешней легковесностью главной серьезной идеи. Кроме познавательной, «Минский пехотный» преследует и воспитательную, патриотическую цели. Чтобы помнили и знали героев той поры – ведь только на берегах Березины погибло около пятидесяти тысяч человек. Театрализованная, зрелищная подача информации делает ее еще более доступной для восприятия. Кроме того, как признался заместитель председателя «Минского пехотного полка» Олег Шпилев, членство в клубе накладывает определенный отпечаток на людей. Это не просто повышенный интерес к той эпохе. «Начинаешь уделять особое внимание своей речи, поступкам. Надев форму тех времен, между собой мы общаемся, как было некогда принято – по имени отчеству», — говорит он. Униформистское движение на Беларуси в сравнении с мировым еще очень молодо. Лет десять назад у его истоков стояли Игорь Груцо, Шамиль Бектинеев, Владимир Павлов и Сергей Вилейко. Среди них — историки и военные. К слову, Вилейко и ныне профессиональный военный. В бытность его службы в Москве в 80-х он познакомился с российскими униформистами, но и после перевода в Беларусь увлечения своего не оставил. Говорят, была тогда телепередача об униформистах, после которой все эти люди созвонились и познакомились. Так родился «Минский пехотный». После него, правда, как бывает в любом движении, созданы Белорусский гусарский, Брестский и Полоцкий клубы, но… Это было позже. Одно из основных мероприятий для всех униформистов – участие в Бородинской битве, которая последние лет 15 реконструируется каждый год. Там собираются клубы со всех стран Европы. Среди них – пехотинцы, артиллеристы, кавалерия… Действуют все по специально написанному сценарию. Проводится мероприятие под патронажем российского «Музея Бородино», сотрудники которого готовятся целый год, чтобы показать это эпохальное событие. В последние годы посмотреть это шоу, по словам Шпилева, на Бородино съезжаются более ста тысяч зрителей. «Кроме того, что физически все это, конечно, очень утомительно, — рассказывает собеседник, — но это и огромное удовольствие от общения с братьями по оружию у костра после «сражения». Здесь все встречаются, как старые друзья, языковые барьеры отсутствуют. Аналогичные фестивали ежегодно проводятся и в других городах России, где проходили самые значимые события тех времен. А также в Литве, Германии, Чехии, Испании, Польше… Первая попытка провести мероприятие международного масштаба на белорусской земле пришлась на 900-летие Борисова. «Именно тогда мы поверили в то, что занимаемся богоугодным делом, — вспоминает Олег. – Весь день лил дождь, мы волновались, что не сможем использовать петарды, имитирующие ружейные выстрелы и залпы артиллерийских орудий, но… В момент нашего выступления вдруг выглянуло солнце. А когда отыграли последнюю сцену, погода вновь испортилась». Та же история повторилась на Дне памяти «Березина». «Занятие униформизмом – удовольствие не из дешевых, — говорит Олег Шпилев, — нас выручает то, что многое наши ребята делают своими руками». Речь не только о точном воссоздании формы и экипировки того времени. «У нас есть своя швея – Ольга Соловей, — признается собеседник, — она профессионал: по рисунку может составить лекала и сшить форму». Необходимы также муляжи оружия. Кроме всего прочего, проведение военно-исторических фестивалей — это огромная организационная работа. Это и сценарий, который пишется на основе реальных исторических событий. Его готовит историк Груцо Игорь Алексеевич. До того, как вывести людей на поле для реконструкции событий, все вымеряется шагами, секундомером. Этим занимается сам Шпилев. Он же режиссер, он же продюсер. «Это хобби с некоторым элементом экстрима, — признается Олег. – Ведь используются сложные пиротехнические средства. Согласитесь, трудно предугадать, куда полетит петарда, как поведет себя лошадь под кавалеристом во время пальбы. Для этих целей мы приглашаем профессионалов», ибо мы не вправе подвергать зрителей и участников опасности. Чтобы изучить проблему изнутри и учесть все нюансы, он сам пошил форму, встал в строй и провел большое количество боев, ходил в штыковую… «Был бой в Польше, — улыбается он, — в котором я был трижды «убит»: один «пыж» от петарды попал мне в лицо, второй – в грудь, третий – в шею…» Техника безопасности подкачала. Белорусские униформисты пошли дальше. «Обычно бой комментируется на манер футбольного матча. По-моему, это неуместно, — считает Олег Шпилев. – Мы подготовили фонограмму, где записана информация о происходящем. Кроме того, на записи – шум боя, поскольку петарды не дают настоящего звучания». Первыми мы стали использовать радиостанции для управления «войсками». При существующих сложностях, уверена, здесь нет людей случайных. В то же время, как говорится, на одном энтузиазме далеко не уедешь. Мечтают «пехотинцы» хотя бы о помещении для клуба. Пока что организационные собрания проводятся в случайных помещениях либо на кухне у Шпилева. И верят, что лед вот-вот тронется…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter