Укладка космического корабля – обязанность исключительно его командира экипажа

Следующая остановка — планета Земля

У мужа сейчас очень напряженные дни, свободного времени почти нет. Подготовка к посадке идет полным ходом. С инструкторами, которые находятся на Земле в Центре управления полетами, проводятся тренировки по спуску, на которых нужно повторить и отработать все необходимые действия. Да и участие в съемках проекта «Вызов» занимает немало времени. 

5 октября на орбиту с космодрома Байконур впервые в мире отправился киноэкипаж, как его сегодня называют. Кроме профессионального космонавта Антона Шкаплерова в его состав вошли два непрофессионала — режиссер и актриса. Именно им предстоит снять первый художественный фильм в космосе. А помогать им будут космонавты. Сценарий держится в секрете, но кое-какие подробности все же стали известны. Например, мой муж, сыграет в фильме роль пострадавшего космонавта, которому необходима медицинская помощь.

Сам же научно-просветительский проект помог, по мнению специалистов, отработать не только новую технологию оперативной подготовки к космическому полету непрофессиональных космонавтов, читай — туристов, но и систему управления «Союза» одним космонавтом.

А сегодня поговорим об укладке корабля. Эти манипуляции занимают львиную долю в процессе подготовки к приземлению. За некоторое время перед посадкой в «Союз» закладывается два вида грузов — возвращаемые и удаляемые. Первые загружаются в спускаемый аппарат. Это результаты различных научных экспериментов, оборудование, личные вещи членов экипажа — в общем, все то, что нужно привезти на Землю. Так называемые срочные грузы укладываются в день посадки. В бытовой отсек, который отделится от спускаемой капсулы при входе в атмосферу и сгорит в верхних ее слоях, нужно сложить различный мусор, куда входит в том числе и отработанная аппаратура. Укладка корабля — обязанность исключительно его командира, поэтому никто, кроме Олега, не имеет права этим заниматься.

Поскольку муж в прошлом военный, то переезжали мы с ним на новое место службы и отправляли контейнеры не раз и не два. И что-что, а компактно сложить вещи, чтобы ничего не повредить и не разбить, он умеет прекрасно. Правда, космонавтам здесь немного попроще. Почему? Земля заранее присылает радиограммы, где четко прописано, что и в какой укладке должно лежать. Остается найти строго по списку в указанном месте требуемую вещь, отнести ее в корабль и постараться уложить, а иногда в прямом смысле слова утрамбовать, в то место, которое указанно в радиограмме.

А ближе к спуску из ЦУПа приходит еще одна радиограмма, в которой подробно расписано, и даже изображено на рисунке с использованием разных цветов, как какая укладка собирается. Это так называемая компоновочная схема размещения грузов в корабле, иногда еще ее называют — габаритно-установочный чертеж. В нем указано абсолютно все: и наименование груза, и масса, и габаритные размеры с допусками с указанием размеров всех выступающих элементов, и координаты мест крепления блока, и размеры отверстий под крепеж для грузов массой более 8—10 кг, и такелажные точки, если груз весит более 20 кило и еще много-много чего. Находятся все контейнеры в спускаемом аппарате, насколько я знаю, в подкресельном пространстве или за заголовником.

Кроме того, Олег снял ложементы Петра Дуброва и Марка Ванде Хая, а Антон Шкаплеров их забрал, отдав взамен ложементы Юлии Пересильд и Клима Шипенко. Этот обмен был совершен, поскольку состав экипажей поменялся. На Землю мой муж будет возвращаться с Юлей и Климом, а Петр и Марк остаются работать на орбите еще на полгода. Делается все быстро — ведь «Союз» это спасательный корабль. Он в любую минуту должен быть готов к экстренной отстыковке — безопасность превыше всего!

Но не только у супруга сейчас горячие деньки. У меня на Земле тоже не хватает двадцати четырех часов в сутках — столько всего нужно успеть! Я уже начала собирать сумку с вещами, которые потребуются мужу после приземления и буквально через несколько дней передам их экипажному доктору Кириллу. Я в этом плане уже опытная — в третий раз жду его возвращения из космической командировки. Поэтому, можно сказать, все отработано до автоматизма: паспорт, телефон с зарядкой, полетный костюм, кроссовки, теплая куртка…

Кроме того, сейчас для Олега готовится номер в звезднинском профилактории, куда сразу после приземления привозят российских космонавтов на реабилитацию. А мы с дочками планомерно вычеркиваем выполненные пункты из списка дел, которые нужно успеть сделать до его прилета.

Олег уже сделал кулинарные заказы на приземление. Как и в прошлые разы — это неизменный картофельный пирог, который мы с ним называем белорусским, и жареные свиные ребрышки. Чтобы предвосхитить возможные вопросы, о пироге я, пожалуй, расскажу подробнее.

Еще во время второго полета Олега мне в соцсетях пришло сообщение от жительницы Брестской области Натальи, в котором она заинтересовалась белорусским картофельный пирогом: «Знаете, я даже у мамы спрашивала и на работе, но мы такое не делали. Если можно рецепт, пожалуйста, напишите». Я и тогда с радостью поделилась, и сейчас поделюсь. Правда, белорусским его называем мы с Олегом. Его рецепт я вычитала в какой-то кулинарной книжечке еще во времена нашей службы в Буденновске.

Делаются большие драники размером со сковородку, как коржи для торта, посыпаются тертым сыром и перекладываются жареной морковкой с грибами и луком. Получается невероятно вкусно! Супруг его обожает. Вот только готовлю я этот пирог довольно редко, потому что космонавтам приходится следить за весом.

Уже практически через неделю Олег вместе со своим новым экипажем займут места в «Союзе» и… Следующая остановка — планета Земля, на которой мы их очень-очень ждем! Возвращайтесь, пожалуйста, штатно и в срок!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter