Каковы предварительные итоги работы глобальной экономики за прошлый год?

Следите за цифрами

Подведены и обнародованы предварительные итоги работы глобальной экономики за прошлый год и первые месяцы нынешнего. Увы, они не дают повода для оптимизма и не внушают уверенности в завтрашнем дне. 


Минувший год прошел под знаком дешевеющей нефти. Как оказалось, низкие цены на углеводороды не принесли профита никому. Зря надеялись, что на дешевом топливе прибавит обороты мировая экономика — этого не случилось, она по-прежнему тормозит. Петрогосударства, которые на пике цен увлеченно мерились небоскребами, размахом различных игрищ, вдруг обнаружили, что в кубышке, в которую складывались сверхдоходы, уже близко дно. Попытки договориться, вернее обновить картельное соглашение по лимитам добычи, пока не привели к ожидаемым результатам. При совпадающей стратегической цели — обеспечить рост цен — у каждой из нефтедобывающих стран свои резоны. Никто не хочет терять долю рынка. Тем не менее очередная их встреча в Дохе анонсирована на середину апреля, а цены мало-помалу начинают прибавлять, стремясь уйти от 40 долларов за баррель и приблизиться к концу года хотя бы к отметке 50.

Тем временем продолжает снижаться курс доллара к другим валютам: ФРС Соединенных Штатов оставила учетную ставку на прежнем уровне. Похоже, что многолетняя связка «дешевая нефть — крепкий доллар» уже не работает. В целом же в главной экономике мира дела идут, на первый взгляд, нормально, ВВП пусть и скромно, но растет. Однако экономисты в этом не вполне уверены — уж слишком своеобразно подходят в последнее время в США к расчетам этого показателя: обороты наркодилеров и выручка проституток — все идет в зачет.

В тени миграционных проблем оказалось состояние экономики ЕС. По мнению председателя Европарламента Мартина Шульца, европейская экономическая ситуация «далеко не розовая в настоящий момент». И лидеры ЕС на саммите в Брюсселе начали свою работу с заседания, посвященного рассмотрению состояния экономики в Евросоюзе. Мартин Шульц полагает: «Хотя экономика ЕС и развивается в правильном направлении, но этот процесс слишком медленный и недостаточный, если вести речь об устойчивом развитии и о создании рабочих мест. Этого недостаточно для экономического роста, позволяющего пополнять государственные бюджеты и действительно сокращать государственный долг». Но это еще не все: налицо дефицит инвестиций в среднем 300 млрд евро в год по ЕС, безработица среди молодежи в ряде стран зашкаливает, как и масштабы ухода от налогов — 2 млрд евро не попадает из-за этого в общую казну.

Выход из ситуации видится в затягивании поясов. Так, министр финансов Британии Джордж Осборн уточнил, что «бюджет Великобритании на 2016—2017-й и последующие четыре года может быть сокращен сильнее, чем ожидалось, в него могут ввести ряд жестких решений из-за нестабильности в мировой экономике». В своем восьмом по счету бюджетном послании нижней палате британского парламента глава минфина огласил ряд шагов, касающихся сокращения госрасходов, а также усиления налогового регулирования.

Связывая бюджетные меры с состоянием мировой экономики, Осборн подчеркнул, что «мир переживает самый неопределенный период после Великой рецессии». Принятию жестких шагов способствует непростая ситуация в мировой экономике, вызванная замедлением роста в Китае, падением цен на нефть и нестабильностью на Ближнем Востоке. «Короче говоря, надежды на более сильное глобальное восстановление испарились. Вместо этого мировая экономика замедляется», — констатирует министр.

Драйвером мировой экономики долгое время выступал Китай. Но сегодня и он с этой ролью в одиночку не справляется. Нет, цифры роста демонстрируются вполне приличные, но они гораздо ниже тех, двузначных, к которым все уже привыкли. Так, за последние два месяца зимы промышленное производство Китая выросло на 5,4% в годовом выражении, сообщает Национальное статическое бюро КНР, что является худшим показателем с ноября 2008 года.

Конечно, торможение в развитых экономиках, таких как США и Япония, и в развивающихся странах имеет разную динамику и последствия. Но само это явление заставляет задуматься: куда приведет этот общий тренд, можно ли наращивать до бесконечности потребление, да еще и при стареющем населении планеты.

Михаил ВАЛЬКОВСКИЙ

valk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter