Любая эстетическая проблема – знак дисбаланса в соединительной ткани

Следите за своим «скафандром»

Долгое время считалось, что главная наша опора — скелет. А недавно заговорили о фасциях — белых волокнах, которые оплетают паутиной все тело, обволакивая даже мозг. Только сейчас ученые начинают по достоинству оценивать их влияние на здоровье и самочувствие. И понимать, почему массаж, иглоукалывание, остеопатия или йога так помогают. Рижанка Ирена Терауда — врач–педиатр, косметолог и фасциальный терапевт — создала собственную методику пластики лица и тела. Со стороны кажется: всего лишь массаж, а эффект сразу — и ассиметрия лица уходит, и боль в плечах, и осанка выправляется. Сегодня Терауду ждут в Лондоне и Аликанте, Киеве и Москве, Новосибирске и Астане. Своими секретами Ирена поделилась с читателями «СБ. Беларусь сегодня».


— Ваша авторская методика основана на личном опыте?

— Да. Когда начало все болеть, поясница «отваливалась», да еще глаз начал опускаться, надо было себя срочно реставрировать. У меня было много учителей. Надо сказать, еще в прошлом веке в Америке Ида Рольф создала систему глубокого массажа, рольфинг, своего рода йогу, которую кто-то делает за вас. Все профессионалы, кто сейчас занимается фасциальным массажем, — ученики Иды. В то время доказательная база этого метода была небогатая. Раньше, препарируя трупы на курсе по анатомии, мы эту пленку отбрасывали в сторону как мусор, оставляя для изучения мышцы, сосуды, сердце. А сегодня целый институт в Падуе изучает фасции! 

Представьте грейпфрут, из которого достали всю мякоть и сок, оставив лишь белую кожицу. Она полностью будет повторять форму фрукта. Вот и если убрать из нашего тела все, кроме соединительной ткани, останется тонкий «скафандрик», копирующий наше телосложение, оболочки органов останутся на своих местах и не изменят размеров. Это и есть фасции. С течением жизни наш «костюмчик» меняет покрой, делая в разных местах выточки и защипы. Любая травма, операция, стресс, невысказанные эмоции будут играть здесь роль. Ограничение подвижности в одной части тела дает компенсацию за счет изменений в другой. И получается, что костюм ваш стал выглядеть как-то косо и криво. Фасциальным массажем мы пытаемся стянутые, сбитые волокна растянуть, освободить мышцы, чтобы можно было развернуть плечи, вернуть осанку, вытянуть шею. Тут нет схемы, надо прислушиваться к телу. И хорошо знать анатомию и геометрию.

Ирена Терауда.

— А стресс какой вклад вносит?

— В фасциях много коллагеновых и эластиновых волокон. Когда организм вырабатывает гормоны стресса, они реагируют сжатием независимо от мышц. На подсознательном уровне мы «заворачиваемся» в самих себя, поднимаем плечи и вжимаем в них голову, судорожно напрягая спину. Что наглядно демонстрируют наши задравшиеся к ушам ключицы. В идеале они должны идти параллельно полу. У меня много было таких клиентов, с повышенным грузом ответственности, которые могли в один день упасть и сказать: все, я больше не могу! Это фасция, в которой сосредоточено 80% свободных нервных окончаний, их сжимает. Срабатывают болевые рецепторы. Когда начинаешь стимулировать соединительную ткань, тело требует движения. Главная моя задача — растормошить. 

Мануальный терапевт Том Майерс.

— Появление морщин, заломов, двойного подбородка, холки, целлюлита — это результат неправильного натяжения соединительных тканей?

— Все, что происходит с лицом, исходит из тела. Любая эстетическая проблема — результат нарушенного фасциального баланса. Если речь о втором подбородке, овале лица, то 100% смотреть надо шею, более того — начинать со спины. Когда мы длительно склоняем голову (с болью смотрю на детей, уткнувшихся в телефон), перестает работать первое ребро и растет холка. Шрам после кесарева сечения с годами откликнется остеохондрозом шеи. Неправильный прикус тоже даст неправильную осанку. Так устроены «анатомические поезда». Их 8, по концепции известного во всем мире мануального терапевта Тома Майерса. Это объясняет, как боль в одной части тела может быть связана с зоной, расположенной далеко от проблемного места. Любое движение импульсно проходит по всему скелету. Любая мышца работает не обособлено, а внутри фасциальной паутины. Соединительная ткань — как чулки: сделаешь затяжку — натяжение будет по всей длине. Я с Майерсом познакомилась в прошлом году на тренинге в Москве. В свои 69 лет он способен, облокотившись одной рукой на высокий подоконник, подпрыгнуть и встать на него ногами. А в 55 лет, по его рассказам, был почти старик. Но используя функции фасций, восстановился. Их эластичность можно развивать, к чему он и призывает. Сам бегает по 5 км в день на цыпочках и меняет каждые два месяца физическую нагрузку: то бокс, то степ, то еще что-нибудь. 


— Все болезни от того, что мы перестали двигаться?

— Отчасти да. Посмотрите на фотографии наших бабушек-дедушек. Они все с длинной шеей и прямые, будто кол проглотили. Мы же сейчас много сидим, у нас машины. Работаем руками и головой, а ноги не двигаются. У всех перегружен плечевой пояс и спины болят. Поэтому с возрастом пропадают подмышечные впадины и появляются на их месте унылые мешочки. Это не жир, а круглые мышцы подтянутой вверх трапеции, пояснично-грудной фасции, самой мощной в организме. Ее нужно опустить вниз, чтобы вернуть мышцы на место. 

РЕЦЕПТ ЕЕ МОЛОДОСТИ 

Ирена Терауда:

«Когда у меня есть возможность не вставать рано, я целый час потягиваюсь в постели, медленно, мягко и долго, как кошка. Когда мышцу растягиваешь, вырабатывается много эндорфинов, гормонов удовольствия. Йога, пилатес, скалолазание, прогулки босиком, любые упражнения на растяжку — все это помогает победить внутренний застой». 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter