В Витебске открылась выставка работ «Заир Азгур. Хроника военных лет»

След художника в душах людей...

Если идти от Храма Воскресения Христова вверх по улице Суворова, там, где характерно витебской старогородской застройке XIX столетия одна улица врезается в другую, непременно вам встретится удивительный дом. Это приземистое двухэтажное здание с крышей, больше напоминающей по форме шлем древнего витязя, историей своей не уступает главным символам города, дух которого во многом и был сформирован в стенах этого дома.

Заир Азгур в мастерской в Минске. 1980-е годы.

В 1923 году, когда созданное Марком Шагалом Витебское народное художественное училище было преобразовано в художественный техникум, ученики и преподаватели переезжают из особняка Вишняка, где прежде располагалось училище, в пустующее здание Любавичской синагоги на улице Володарского. В скором времени новообразованное учебное заведение сменит прежних преподавателей‑авангардистов на более привычных советскому человеку последователей школы реализма. Возможно, именно тогда Витебскому художественному техникуму выпал шанс стать альма‑матер всей белорусской монументальной школы.

Сегодня в здании прежнего техникума расположилась Детская художественная школа, продолжающая традиции, заложенные в этих стенах столетие назад, а сами стены украшают мемориальные доски тех, кто делал первые творческие шаги в здешних классных комнатах. Количество знаменитых выпускников не может не поразить — Сергей Селиханов, Андрей Бембель, Алексей Глебов, Виталий Цвирко, Павел Масленников, Заир Азгур.

Прежнее здание Витебского художественного техникума.

Автор памятников Деду Талашу, Якубу Коласу, Янке Купале, Александру Пушкину, Рокоссовскому, Багратиону, Пожарскому и многим другим видным государственным и общественным деятелям родился в небольшой деревеньке Молчаны, что сегодня входит в черту деревни Застодолье Сенненского района. Еще ребенком вместе с матерью будущий скульптор перебирается в Витебск. Здесь у мальчика проявляется страсть, которая впоследствии станет делом всей его жизни, — лепка.

Поселились Азгуры на улице Школьнослободской в районе улицы Луческой (современный проспект Черняховского).  
Семилетний Заир ежедневно бегал к реке Лучесе, чтобы набрать там глины, из которой можно было бы сделать свистульку или другую забавную вещицу.
В конце 1921‑го Заир Азгур поступил учеником к патриарху Витебской художественной школы, учителю Марка Шагала и Осипа Цадкина — Юделю Пэну. Старому художнику удалось не только разглядеть талант мальчика, но и реализовать все данные Заира, чтобы тот смог продолжить профессиональное образование. Вот как впоследствии сам скульптор вспоминал тот период своей жизни: «За полгода Юдель Моисеевич так подготовил меня, что я без экзаменов был принят в художественно‑практический институт, который позднее реорганизовали в художественный техникум. Мои рисунки, живописные этюды и скульптурные работы понравились экзаменаторам.  
Но мне исполнилось лишь тринадцать лет, и у меня не было достаточного образования, поэтому меня приняли с условием, что, будучи студентом, я в процессе учебы сдам соответствующие экзамены».
С первых дней своего пребывания в техникуме Заир Азгур много и упорно занимается. Уже с первого года своего обучения молодой студент участвует в организованных выставках. Назвать процесс творческого становления Заира Исааковича простым невозможно. О трудностях, с которыми пришлось столкнуться молодому скульптору, вспоминал его однокурсник народный художник Белорусской ССР Андрей Бембель: «Девизом нашего обучения была «организация формы изнутри», отнюдь не все ее воспринимали. Еще в первый год обучения один из подающих надежду студентов — Заир Азгур — говорил мне, что никак не мог понять, что за этим стоит. Но он и не стремился к этому. Интуитивно схватывая объем и форму, он все свое внимание и любовь отдавал отделке поверхности. Прорабатывая глину, он заглаживал и полировал свои бюсты, добиваясь фактуры гладкой и блестящей».

В 1925 году Азгур стал участником первой Всебелорусской художественной выставки. В этом же году юный скульптор окончил Витебский художественный техникум и продолжил образование далеко за пределами своей малой родины. Его ждал долгий творческий путь поисков, взлеты и неудачи, победы и испытания.  
Впереди был славный путь человека, сумевшего своим талантом во многом изменить ход истории искусства.
Одним из самых насыщенных периодов в творчестве Заира Азгура оказались годы Великой Отечественной войны. С приходом врага на родную землю художник начинает работу в Гомеле иллюстратором плаката‑газеты «Раздавим фашистскую гадину», много сотрудничал во фронтовой печати. Чуть позже Заир Азгур поступил на работу при Центральном штабе партизанского движения в Москве.

После освобождения Беларуси Азгур возвратился в Минск, где работал главным художником Дома Правительства.  
В годы Великой Отечественной войны скульптором были созданы портреты Героев Советского Союза Н. Гастелло, В. Талалихина, А. Родимцева, А. Молодчего и М. Сильницкого, за которые Заир Азгур в 1946 году удостоен Государственной премии СССР.
Сегодня, в год 80‑летия Великой Победы, Заир Исаакович вновь вернулся творчеством в город своей юности. В филиале Витебского областного краеведческого музея — музее истории частного коллекционирования, открылась выставка работ скульптора «Заир Азгур. Хроника военных лет».

Так выглядят представленные на выставке в Витебске бюсты легендарного советского военачальника Семена Кривошеина и партизана Тихона Бумажкова. Заир Азгур называл эти работы портретами.
Это уникальная возможность увидеть скульптуры из фондов Мемориального музея‑мастерской З. И. Азгура, воссоздающие портретную галерею Героев Великой Отечественной войны, а также редко экспонируемые фотографии мастера во время работы, которые, дополняя экспозицию, дают возможность каждому из посетителей стать свидетелем завораживающего процесса рождения искусства.

Выставка «Заир Азгур. Хроника военных лет» демонстрирует период творческого пути скульптора 1940 — 1980‑х годов. Это дань памяти героизму тех, кто пожертвовал своей жизнью за свободу Родины. Как говорил сам Заир Азгур: «Она переступила порог моей мастерской — та большая и грозная война».

…Как ни печально это признавать, но лето постепенно клонится к своему завершению. И вот уже ложатся на прогретые жарким июльским солнцем мостовые первые сорванные разыгравшимся ветром листья, витебские парки меняют свой окрас с нежной, почти салатной зелени к более темным оттенкам. Устало шумят деревья, призывая колыханием могучих веток долгожданные струи дождя. Совсем скоро побегут по здешним улицам вереницы школьников, спешащих на уроки, кружки и дополнительные занятия. Пойдут среди них и совсем юные художники, волнующиеся перед своими первыми занятиями. Не единожды доказывал Витебск свою предрасположенность к искусству, и кто знает, может быть, среди этой будущей толпы побежит тот, кому суждено перенять, словно творческую эстафету, «кисть» у великих предшественников, глядящих сейчас на него с мемориальных досок на стене. Кто знает…

Портрет партизанки

Среди прочих скульптурных портретов Заира Исааковича на выставке представлена и особенная для витебской земли работа — «Портрет Полины Фоминичны Потоцкой», выполненный скульптором в 1943 году. Полина Потоцкая — знаменитая белорусская партизанка, прошедшая Великую Отечественную войну в партизанском отряде под командованием прославленного Михаила Дьячкова. Кавалер ордена Красной Звезды, ордена Красного Знамени, ордена Трудового Красного Знамени, медали «За боевые заслуги», Потоцкая не раз лицом к лицу сталкивалась со смертью и каждый раз выходила из этих встреч победителем, не запятнав свою честь и выводя вместе с собой товарищей.


Скульптурный портрет Полины Потоцкой стал одним из основных женских портретов партизанской серии Заира Азгура. Но, к сожалению, оканчивал работу художник уже без натурщицы. Во время одной из боевых операций Полина Фоминична получила серьезное ранение и была направлена на лечение в Москву. Тем не менее Заир Исаакович очень дорожил каждым из портретов, созданных в серии «Партизаны», отмечая неподдельную живость каждой из работ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter