«Славянка» от Пьера Кардена

Слоган  «Сделано  в  Беларуси»  зарубежных  модников  и  модниц  впечатляет  гораздо  больше,  чем  белорусских

Слоган  «Сделано  в  Беларуси»  зарубежных  модников  и  модниц  впечатляет  гораздо  больше,  чем  белорусских 

Отечественные швейники в прежние годы слышали в свой адрес немало  нареканий по поводу того, что свои лучшие модели и коллекции они продают за рубежом. Думаю, многие согласятся, что не без оснований. Мой личный опыт это подтверждает: лет пять назад «по знакомству» купила льняной костюм на одной из белорусских фабрик. Из коллекции, сшитой исключительно для французских модниц, пояснили мне в тот момент. 

На одной из пресс-конференций генеральный директор «Милавицы» Дмитрий Дичковский специально поднимал вопрос отличия ассортимента белорусских товаров на родине и за рубежом. Он пояснил, что все торговые организации делают заказы по одним и тем же каталогам, ориентируясь на спрос покупателей. Соответственно, в Беларуси еще не было такого интереса к fashion-коллекциям, как в России. Здесь есть и другой момент: для белорусских магазинов «потолок» торговой надбавки значительно ниже, чем для тех же российских. Это дает последним возможность более гибко подходить к формированию цены, устанавливая высокие «накрутки», а затем распродавая остатки коллекций по более низким ценам. 

Как пояснили в концерне «Беллегпром», отечественные предприятия не «отшивают» специальных коллекций на экспорт, но поставки на внутренний и внешний рынок могут различаться. Например, если посмотреть на сегмент верхней женской одежды, то в российской глубинке покупают больше изделий темной цветовой гаммы, а Москва требует ярких и выразительных расцветок. «Мы не шьем специально на экспорт, — говорит ведущий дизайнер Белорусского центра моды Эльвира Жвикова. — Если наша коллекция совпадает по настроению с представлениями зарубежных партнеров, то они ее заказывают, такие прецеденты есть». Некоторые белорусские швейники, в частности брестское предприятие «Нелва», стартовали исключительно на зарубежных рынках. Активные Интернет-пользователи, случайно наткнувшись на сайт этого производителя, удивлялись: неужели у нас такое шьют? Оказывается, шьют и теперь даже продают в магазинах по всей Беларуси. Впрочем, как признались на предприятии, динамика продаж в нашей стране от российской пока заметно отстает. 

За  что  взял,  за  то  и  продал 

Особая «радость» для швейников — давальческие заказы. Лет десять назад они позволили многим предприятиям элементарно выжить, хотя укреплению собственной торговой марки никак не способствовали, да и прибыли особой не давали. Устойчиво работающие предприятия по мере развития снижали долю «давальцев» в своем производственном портфеле, многие отказались от них полностью. Впрочем, интерес владельцев зарубежных марок к отечественным швейникам подтверждает: могут же наши, когда захотят… Кстати, шьют по тем же технологиям, что и под собственными марками. А вот лекала, ткани, фурнитуру поставляет заказчик. Но с модельерами и конструкторами одежды у нас вроде проблем нет, да и к материалам на мировом рынке доступ у всех одинаковый. Конечно, можно гордиться тем фактом, что бобруйская «Славянка» шьет одежду под торговыми марками «Пьер Карден» и «Найк», но закономерно возникает вопрос: почему на внутреннем рынке имидж белорусского легпрома не так хорош, как за рубежом? 

Своя  рубашка  ближе… 

На российском рынке сегодня наблюдается интересная тенденция: «наевшись» завозного ширпотреба, покупатели испытывают все больше доверия к собственным маркам. Нечто подобное происходит и в Беларуси. Только у наших швейников есть дополнительный козырь: если российский рынок активно осваивают западные бренды, используя самые современные технологии продаж (скидки, распродажи и пр.), то у нас купить одежду из модных коллекций по приемлемым ценам проблематично. «Продвинутые» потребители даже шутят: поездка за одеждой в одну из соседних стран окупается при покупке первой же майки. Можно предположить, что в такой ситуации модная отечественная одежда, пусть и недешевая, будет востребована. Что касается качества, то о наших изделиях никак не скажешь, что они «прошиты гнилыми нитками через край». Кстати, около 90 % продукции концерна «Беллегпром» выпускают предприятия, которые сертифицировали системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000. 

Готов ли сегодня белорусский потребитель покупать модную и дорогую одежду отечественного производства? «Готов и покупает», — констатирует Эльвира Жвикова. Показательный пример — линия одежды «Галерея льна», предложенная БЦМ в прошлом году. При том, что северный шелк местного происхождения используют и другие белорусские швейники и цены на готовую продукцию у них на порядок ниже, Центр моды распродал 75 % всей коллекции. Это считается в мировой практике хорошим показателем интенсивности продаж. 

Не  успел    снижай  цены 

Как ожидают в концерне, в этом году торговля возьмет на реализацию продукции гораздо больше, чем было согласовано. Заявленную квоту в 3 миллиона изделий здесь рассчитывают освоить за 9 месяцев. Неплохая динамика и у экспорта: за полгода продажи на внешние рынки приросли на 10 %. Предприятия концерна активно перевооружаются: в январе—июне в основной капитал инвестировано почти 40 миллиардов рублей (основные источники — собственные средства и кредиты банков). В то же время велики запасы готовой продукции. Минстат подсчитал, что на 1 августа на складах отечественного легпрома пылилось продукции более чем на 320 миллиардов рублей, или 152,3 % к среднемесячному объему производства. И если запас в пределах полуторамесячного объема выпуска с некоторой натяжкой считается допустимым, то по отдельным позициям ситуация пока не радует. Можно предположить, что с наступлением холодов разойдутся шерстяные ткани, которые выпускали и откладывали на полки более четырех месяцев. Но запас льняных превышает объем среднемесячного производства в 5,6 раза, очевидно, за счет падения спроса на внешних рынках, которые все увереннее наводняет китайский производитель. Впрочем, готовой одежды среди «слабых» позиций вроде не наблюдается. 

Легкая промышленность, безусловно, отрасль специфическая. Это не холодильники и тракторы, контракты на которые можно заключать на многие месяцы вперед. Тут не уловил настроение потребителя — остался с затоваренными складами. А такие маркетинговые инструменты, как скидки и распродажи, пока не всем удается освоить. Законодательные возможности есть, однако механизм этот еще не до конца отлажен. 

Облегчат  жизнь 

Вполне вероятно, что в ближайшее время рост производства потребительских товаров простимулирует государство — соответствующий проект указа находится на рассмотрении в Администрации Президента. Возможно, тот же легпром поддержат очередными льготами, как, например, в советские времена, когда производители детского ассортимента одежды не платили налог на прибыль. Тогда в Беларусь, чтобы одеть детей, ехали со всего Союза. Сегодня уровень советского производства взят в качестве ориентира. Так, отечественные обувщики производят 6 миллионов пар обуви в год, в то время как несколько десятилетий назад — около 40 миллионов. Специалисты считают, что даже при серьезном росте производства продать продукцию белорусского легпрома вполне реально. Но в том же отраслевом концерне уже давно поняли: очень многое зависит от ассортимента. Возможно, если предприятия более пристально взглянут на своего, отечественного, потребителя и предложат ему те же модели, что зарубежному, товаров на складах будет становиться все меньше. Ведь если советские объемы действительно впечатляют, то ассортимент той эпохи подходящим «наследством» никак не назовешь. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter