Слоган «Сделано в Беларуси» зарубежных модников и модниц впечатляет гораздо больше, чем белорусских
Отечественные швейники в прежние годы слышали в свой адрес немало нареканий по поводу того, что свои лучшие модели и коллекции они продают за рубежом. Думаю, многие согласятся, что не без оснований. Мой личный опыт это подтверждает: лет пять назад «по знакомству» купила льняной костюм на одной из белорусских фабрик. Из коллекции, сшитой исключительно для французских модниц, пояснили мне в тот момент.
На одной из пресс-конференций генеральный директор «Милавицы» Дмитрий Дичковский специально поднимал вопрос отличия ассортимента белорусских товаров на родине и за рубежом. Он пояснил, что все торговые организации делают заказы по одним и тем же каталогам, ориентируясь на спрос покупателей. Соответственно, в Беларуси еще не было такого интереса к fashion-коллекциям, как в России. Здесь есть и другой момент: для белорусских магазинов «потолок» торговой надбавки значительно ниже, чем для тех же российских. Это дает последним возможность более гибко подходить к формированию цены, устанавливая высокие «накрутки», а затем распродавая остатки коллекций по более низким ценам.
Как пояснили в концерне «Беллегпром», отечественные предприятия не «отшивают» специальных коллекций на экспорт, но поставки на внутренний и внешний рынок могут различаться. Например, если посмотреть на сегмент верхней женской одежды, то в российской глубинке покупают больше изделий темной цветовой гаммы, а Москва требует ярких и выразительных расцветок. «Мы не шьем специально на экспорт, — говорит ведущий дизайнер Белорусского центра моды Эльвира Жвикова. — Если наша коллекция совпадает по настроению с представлениями зарубежных партнеров, то они ее заказывают, такие прецеденты есть». Некоторые белорусские швейники, в частности брестское предприятие «Нелва», стартовали исключительно на зарубежных рынках. Активные Интернет-пользователи, случайно наткнувшись на сайт этого производителя, удивлялись: неужели у нас такое шьют? Оказывается, шьют и теперь даже продают в магазинах по всей Беларуси. Впрочем, как признались на предприятии, динамика продаж в нашей стране от российской пока заметно отстает.
За что взял, за то и продал
Особая «радость» для швейников — давальческие заказы. Лет десять назад они позволили многим предприятиям элементарно выжить, хотя укреплению собственной торговой марки никак не способствовали, да и прибыли особой не давали. Устойчиво работающие предприятия по мере развития снижали долю «давальцев» в своем производственном портфеле, многие отказались от них полностью. Впрочем, интерес владельцев зарубежных марок к отечественным швейникам подтверждает: могут же наши, когда захотят… Кстати, шьют по тем же технологиям, что и под собственными марками. А вот лекала, ткани, фурнитуру поставляет заказчик. Но с модельерами и конструкторами одежды у нас вроде проблем нет, да и к материалам на мировом рынке доступ у всех одинаковый. Конечно, можно гордиться тем фактом, что бобруйская «Славянка» шьет одежду под торговыми марками «Пьер Карден» и «Найк», но закономерно возникает вопрос: почему на внутреннем рынке имидж белорусского легпрома не так хорош, как за рубежом?
Своя рубашка ближе…
На российском рынке сегодня наблюдается интересная тенденция: «наевшись» завозного ширпотреба, покупатели испытывают все больше доверия к собственным маркам. Нечто подобное происходит и в Беларуси. Только у наших швейников есть дополнительный козырь: если российский рынок активно осваивают западные бренды, используя самые современные технологии продаж (скидки, распродажи и пр.), то у нас купить одежду из модных коллекций по приемлемым ценам проблематично. «Продвинутые» потребители даже шутят: поездка за одеждой в одну из соседних стран окупается при покупке первой же майки. Можно предположить, что в такой ситуации модная отечественная одежда, пусть и недешевая, будет востребована. Что касается качества, то о наших изделиях никак не скажешь, что они «прошиты гнилыми нитками через край». Кстати, около 90 % продукции концерна «Беллегпром» выпускают предприятия, которые сертифицировали системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000.
Готов ли сегодня белорусский потребитель покупать модную и дорогую одежду отечественного производства? «Готов и покупает», — констатирует Эльвира Жвикова. Показательный пример — линия одежды «Галерея льна», предложенная БЦМ в прошлом году. При том, что северный шелк местного происхождения используют и другие белорусские швейники и цены на готовую продукцию у них на порядок ниже, Центр моды распродал 75 % всей коллекции. Это считается в мировой практике хорошим показателем интенсивности продаж.
Не успел — снижай цены
Как ожидают в концерне, в этом году торговля возьмет на реализацию продукции гораздо больше, чем было согласовано. Заявленную квоту в 3 миллиона изделий здесь рассчитывают освоить за 9 месяцев. Неплохая динамика и у экспорта: за полгода продажи на внешние рынки приросли на 10 %. Предприятия концерна активно перевооружаются: в январе—июне в основной капитал инвестировано почти 40 миллиардов рублей (основные источники — собственные средства и кредиты банков). В то же время велики запасы готовой продукции. Минстат подсчитал, что на 1 августа на складах отечественного легпрома пылилось продукции более чем на 320 миллиардов рублей, или 152,3 % к среднемесячному объему производства. И если запас в пределах полуторамесячного объема выпуска с некоторой натяжкой считается допустимым, то по отдельным позициям ситуация пока не радует. Можно предположить, что с наступлением холодов разойдутся шерстяные ткани, которые выпускали и откладывали на полки более четырех месяцев. Но запас льняных превышает объем среднемесячного производства в 5,6 раза, очевидно, за счет падения спроса на внешних рынках, которые все увереннее наводняет китайский производитель. Впрочем, готовой одежды среди «слабых» позиций вроде не наблюдается.
Легкая промышленность, безусловно, отрасль специфическая. Это не холодильники и тракторы, контракты на которые можно заключать на многие месяцы вперед. Тут не уловил настроение потребителя — остался с затоваренными складами. А такие маркетинговые инструменты, как скидки и распродажи, пока не всем удается освоить. Законодательные возможности есть, однако механизм этот еще не до конца отлажен.
Облегчат жизнь
Вполне вероятно, что в ближайшее время рост производства потребительских товаров простимулирует государство — соответствующий проект указа находится на рассмотрении в Администрации Президента. Возможно, тот же легпром поддержат очередными льготами, как, например, в советские времена, когда производители детского ассортимента одежды не платили налог на прибыль. Тогда в Беларусь, чтобы одеть детей, ехали со всего Союза. Сегодня уровень советского производства взят в качестве ориентира. Так, отечественные обувщики производят 6 миллионов пар обуви в год, в то время как несколько десятилетий назад — около 40 миллионов. Специалисты считают, что даже при серьезном росте производства продать продукцию белорусского легпрома вполне реально. Но в том же отраслевом концерне уже давно поняли: очень многое зависит от ассортимента. Возможно, если предприятия более пристально взглянут на своего, отечественного, потребителя и предложат ему те же модели, что зарубежному, товаров на складах будет становиться все меньше. Ведь если советские объемы действительно впечатляют, то ассортимент той эпохи подходящим «наследством» никак не назовешь.