В Славгородском районе поисковики подняли останки 11 красноармейцев, погибших в лесах между деревнями Ходоров и Гиженка в 1941 году

Славгородский рубеж

Каждая находка приближает могилевских поисковиков к разгадке тайны гибели штаба 20-го стрелкового корпуса и генерала Еремина

Полевые поисковые работы  прошли в Славгородском районе, где на берегах Сожа в 1941 году мужественно сражались 10 дивизий Красной Армии. При попытке вырваться из вражеского окружения сотни красноармейцев и командиров погибли, тысячи пропали без вести, попали в плен. Отыскать неизвестные захоронения, проследить судьбы героев, увековечить их память — главная задача 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны и специалистов Могилевского поискового клуба «Виккру». Итог нынешнего «марш-броска» в леса у деревни Ходоров и агрогородка Гиженка впечатляет: за день подняты останки 11 красноармейцев.


Поисковики Павел Кончиков и Илья Триханов аккуратно извлекают из земли солдатскую амуницию: ложку, бритву, несколько монет, датированных 1928—1936 годами. И какой-то непонятный предмет, на который любой другой человек не обратил бы внимания. Ребята объясняют:

— Это одна из самых ценных находок — полуистлевшие документы. В прошлом году мы уже работали в этом лесу, нашли такие же «кусочки» военного прошлого, по которым экспертам удалось установить фамилию одного из погибших здесь бойцов. Сегодня мы подняли и его останки.

Поисковики Илья ТРИХАНОВ, Павел КОНЧИКОВ и останки бойца, погибшего в 1941-м.

Представитель 52‑го отдельного специализированного поискового батальона Минобороны Николай Евтух уточняет:

— Имя бойца мы прочли по сохранившимся фрагментам удостоверения Осоавиахима «Ворошиловский стрелок». Это рядовой, стрелок Нурмухаммед Магдеев, 1915 года рождения, уроженец города Казалинска Казахской ССР. Он был призван на службу в Красную Армию 7 февраля 1940 года Аральским райвоенкоматом.

До призыва проживал в Аральске. Его мать Хадиша Магдеева последнее письмо от сына получила 10 июля 1941 года. Больше родные ничего о нем не слышали — до этого времени Нурмухаммед считался пропавшим без вести.

Поисковик Павел КОНЧИКОВ: «По обрывкам документов установили имя одного из погибших героев».

В прошлом году в лесах Славгородчины, у сел Ходоров и Рудня, поисковики подняли останки 7 солдат и командиров Красной Армии. При одном из погибших обнаружили медаль «За боевые заслуги». Благодаря руководителю поисковой группы «Бацькаўшчына» минчанину Александру Дударенку установили, что ею был награжден 28 апреля 1940 года «за геройские боевые дела в финскую войну» Иван Алексеевич Гусев, 1916 года рождения, бывший младший командир, командир отделения, санинструктор 2-го батальона 387-го стрелкового полка. В 1941-м он служил уже в других войсках, защищал от фашистов Могилевщину. Виккровцы разыскали домашний адрес героя: Горьковская область, деревня Дзержинская, его племянника.

А еще прошлой весной здесь же, в лесу, метрах в 10 от места гибели Гусева, подняли из земли солдатскую ложку, на которой ее владелец собственноручно выцарапал свою фамилию: «Стученков». Теперь поисковики пытаются проследить его судьбу — выжил или погиб в этих краях?

Идут раскопки на местах боев.

Нынешняя экспедиция тоже подарила надежду, что удастся вернуть из небытия имена еще двух бойцов. В разных местах поисковики отыскали останки красноармейцев, солдатскую амуницию, обувь и… солдатский котелок с надписями. На одной стороне — одна фамилия, на другой — другая. Обе читаются не полностью, буквы не пощадило время. Но виккровцы верят в лучшее.

Руководитель клуба «Виккру», поисковик и историк Николай Борисенко возвращает в прошлое:

— Бои в этих местах начались после 15 июля 1941-го, когда немцы захватили Пропойск (Славгород). До середины августа наши войска не могли выбить отсюда фашистов. Те перекрыли своей бронетехникой движение по Варшавскому шоссе и четырем мостам. Для фашистов это был стратегический объект, который они пытались удержать любой ценой. Немецкие войска практически непрерывным потоком шли на Чериков, Кричев, Рославль, а оттуда — на Смоленск и Москву. И нашим соединениям пробиться через «Варшавку» было очень сложно. На участке от Пропойска до деревни Соколовка Чериковского района — это километров 15 — они пытались найти переправу через Сож. Самый удобный брод был у деревни Александровка-2, но мы можем только догадываться, сколько красноармейцев навсегда осталось на Славгородчине, сколько погибло, угодило в плен, пропало без вести. Их судьба неизвестна, как неизвестна судьба 4 генералов, которые сражались в этих лесах. Для нас было бы огромной удачей отыскать захороненные здесь документы 20-го стрелкового корпуса. Найдем их — узнаем тайну гибели штаба 20-го стрелкового корпуса и генерала Еремина. А это целое соединение, ведь в него входили в 1941 году 4 дивизии. Одна дивизия, даже при неполной укомплектованности составляла от 10 до 15 тысяч человек. А было тут их 10!

Руководитель клуба «Виккру» Николай БОРИСЕНКО пытается прочесть на солдатском котелке имена бойцов.

Увы, ни участников боев на Славгородчине, ни очевидцев тех событий уже нет в живых. Местный поисковик, инженер Славгородского профлицея Александр Халеев, констатирует:

— Поисками занимаемся с 70-х годов, и тогда сельчанки из близлежащих деревень рассказывали, как по приказу фашистов в 41-м ходили в леса хоронить советских солдат. Юные девочки тащили тела, сбрасывали в воронки от бомб, прикапывали… А еще сельчане собирали именные медальоны красноармейцев. Один из местных патриотов хотел сохранить их для потомков. Но его хата в годы войны сгорела, а с ней — и вся по крупицам собранная история…

Останки Нурмухаммеда Магдеева поисковики нашли на лесной дороге. Незадолго до этого по ней прошли тяжелые лесовозы, разворотили колесами песок, водители заметили кости, позвонили в военкомат…


Этой весной в экспедиции участвовали не только поисковики. Анд­рей Ашихмин специально при­ехал на Славгородчину из Борисова:

— Мой дед, уроженец деревни Ланьково Орловской области, воевал в этих краях. И для меня очень важно, что поисковики вселяют в родных героев, которые не вернулись с фронта, веру, что однажды, даже спустя столько лет, они узнают, где погиб их дед или прадед. Мой дедушка Игнат Петрович воевал в составе 56-й стрелковой дивизии 79-го отдельного саперного батальона, был младшим лейтенантом. Он вышел из окружения на Славгородчине, но дома его не дождались — погиб в ноябре 1941-го  в Тульской области. Ему было всего 26 лет.

Главная цель поисковиков — поднять останки бойцов, погибших в годы Великой Отечественной, по именным медальонам и архивам установить их имена, найти родных и близких героев, чтобы пригласить на торжественное перезахоронение. Красноармейцев, которых отыскали в ходе нынешней экспедиции, с почестями перезахоронят в братской могиле у деревни Александровка, рядом с тем самым Варшавским шоссе, которое они так и не смогли перейти…

kislyak@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter