Незабытые актеры одной роли в белорусских фильмах

Слава без взаимности

Пока одни годами штурмуют театральные вузы и снимаются в массовке, перед другими сама судьба открывает двери к успеху и любви публики. Однако, несмотря на многообещающее начало, немало исполнителей ярких ролей в наших любимых фильмах так и не смогли раскрыть свой талант по–настоящему. Точнее, не захотели, сделав свой выбор наперекор судьбе. Уже третье поколение зрителей открывает для себя их героев и пытается найти полюбившиеся лица и имена в списках актеров советских картин. Но искать не стоит.

Сергей Шевкуненко, «Кортик» («Беларусьфильм», 1973 г.)


О его драматической судьбе написано немало, жизнь этого актера вполне могла бы стать основой для остросюжетного боевика. А если добавить некоторые малоизвестные подробности, то и мистического триллера.


Дорога в кино в его случае, казалось, была предопределена. Отец — известный драматург, участвовал в создании многих картин киностудии «Мосфильм», мать играла на сцене. Сергей был поздним и очень долгожданным ребенком. Настолько, что в честь рождения сына Юрий Шевкуненко написал пьесу «Сережка с Малой Бронной». Любой без труда вспомнит песню Булата Окуджавы из этого спектакля — в отличие от сюжета пьесы, по которому одному Сережке не суждено было вернуться с войны на родную улицу. Эта пьеса стала последней в списке творений Юрия Шевкуненко, успевшего недолгое время посидеть в кресле директора «Мосфильма» — драматург умер, когда его Сережке было всего 4 года.


Главную роль в фильме молодого белорусского режиссера Николая Калинина Сергей Шевкуненко получил во многом благодаря протекции друга своего отца Анатолия Рыбакова, по сценарию которого снималась картина. Хотя, конечно же, если бы не талант, вряд ли, сыграв Мишу Полякова, он стал бы в одночасье знаменитым.


Позже Сергей снялся в «Бронзовой птице», «Пропавшей экспедиции». Но уже в 16 лет, несмотря на ходатайство «Мосфильма», получил свой первый срок за участие в групповой драке. За ним последовали новые судимости. В общей сложности бывший кумир провел в тюрьме 14 лет, а в лихие 90–е стал главарем преступной группировки. В 1995–м в его квартиру ворвался киллер с пистолетом. Первой жертвой стала мать Сергея. Преступление осталось нераскрытым. Похоронили Шевкуненко в одной могиле с матерью на Новодевичьем кладбище. По мистическому совпадению погиб он в тот же самый день, ровно через 21 год после трагической гибели Николая Калинина, одного из немногих, кто мог справляться с его взрывным характером. Других покровителей после Калинина у него не осталось.

Павел Чернышев, «Сказка о звездном мальчике» («Беларусьфильм», 1983 г.)


Даже не будь у Павла актерских способностей, одна только внешность обещала ему успешную карьеру в кино. До него режиссер Леонид Нечаев посмотрел не одну сотню 12–летних мальчиков, но Чернышева, которого ассистент привела прямо с катка, утвердил с первого взгляда. Однако к обратной стороне популярности ни юный актер, ни его родители оказались не готовы. Поклонницы писали письма, дышали в телефонную трубку и дежурили у подъезда. В итоге на семейном совете решили, что больше «кина не будет», Павел поступил в Университет дружбы народов на инженерный факультет, который благополучно и окончил. Но в годы перестройки инженеры оказались никому не нужны. Время было смутное, множились новости о криминальных разборках, и друзья предложили Павлу... заняться похоронным бизнесом. «Сначала это пугало, а потом ничего, привык», — признавался он журналистам, не оставлявшим его в покое даже десятилетия спустя. И добавлял: «В свое время я так устал от повышенного внимания, что решил сам забыть о «звездном мальчике» и сделать так, чтобы и другие забыли». Но в последние годы жизни Леонида Нечаева именно он стал одним из немногих людей, по–настоящему близких нашему киносказочнику.

Игорь Красавин, «Не покидай» («Беларусьфильм», 1989 г.)


И он попал на съемки случайно: Леонид Нечаев, искавший героя для своей новой музыкальной сказки, увидел Игоря в Минском метро. По версии журнала «Советский экран», в 1990 году Красавин с ролью принца Патрика из фильма «Не покидай» уступал в популярности только герою Виктора Цоя из картины «Игла» и «гардемаринам» Харатьяну, Жигунову и Шевелькову. Все советские киностудии предлагали ему сниматься, но четыре года спустя Игорь окончил Белорусский политехнический институт и занялся строительством новых станций Минского метро. Как вспоминал Нечаев, первой реакцией Красавина на предложение сниматься в кино была краска, густо залившая его щеки. Слава ему не была нужна ни тогда, ни позже. Миллионы поклонниц не помешали создать крепкую семью, от встреч с журналистами он мягко отказывался, а когда его узнавали на улицах, говорил, что это ошибка. Предложения поработать в кино или на телевидении Игорь получал еще много лет, но не принял ни одного. А летом 2009–го у него умер отец. По рассказам близких, Игорь Красавин очень сильно переживал эту утрату, но держал эмоции в себе, как привык это делать всю свою жизнь. Несколько дней спустя «скорая» примчалась и за ним — 7 августа 2009 года сердце принца Патрика остановилось. У его могилы на Восточном кладбище в Минске и сейчас почти всегда свежие цветы.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter