Сладость милосердия

Наши мечты, грезы и чаяния строятся на стремлении к лучшему для себя и своих родных и близких
Наши мечты, грезы и чаяния строятся на стремлении к лучшему для себя и своих родных и близких. Наш успех относителен, особенно если сравнивать его с достижениями коллег и друзей, и нередко является трамплином для новых стратегий. Ожидания более легкого пути и хотя бы на некоторое время сладкой жизни без забот и тревог обоснованы необходимостью передохнуть и насладиться достигнутым.

Уже совсем скоро, 3 и 4 октября, евреи всего мира будут праздновать Новый год. Это событие символизирует День суда, когда мы взвешиваем свои поступки, просим прощения за содеянное, трубим в шофар (рог), чтобы пробудить сердце к раскаянию, и просим Всевышнего о милосердии.

Среди блюд, которые мы вкушаем в этот праздник, есть и те, которые не требуют особых приготовлений, но имеют глубокое значение. Это касается и обычая окунать яблоко в мед и желать друг другу доброго и сладкого года перед тем, как его съесть. Трудно сказать, когда точно появился этот обычай. Придание определенного значения продуктам, которые мы едим на Новый год, мы встречаем уже в Талмуде (трактат Орайот 12), что скорее относится к III—

V векам нашей эры. Но конкретно данный обычай появляется в кодексе “Арба Турим” раввина Якова бен Ашера в XIV веке. Яблоко описывается как предвестник хорошего и крепкого года, а мед — как надежда и символ сладкого, приятного и спокойного наступающего года.

С точки зрения традиции и мистики вкушение яблока — в каком-то роде призыв к Всевышнему смягчить суд над нами в Рош а Шана. Мы учим из Талмуда (трактат Шаббат 88) рассказ от рабби Хама. На вопрос, почему еврейский народ сравнивается с яблоком, он отвечает следующее: так же, как плоды яблок предшествуют листьям, так же еврейский народ во время дарования Торы был готов сначала исполнить заповеди, а потом более внимательно изучить их для лучшего понимания.

Однако разрезанное яблоко имеет тенденцию достаточно быстро портиться. Яблоко же в меду может храниться достаточно долго. Обычаем обмакивать яблоко в мед перед вкушением мы намекаем Всевышнему о необходимости “смазать” нас медом и проявить милосердие. Евреи — народ, сравнимый с яблоком, которому свойственно портиться: могут отойти от заповедей в силу обстоятельств и тяжелых испытаний. И мы просим сладкой защиты не для комфорта, а чтобы показать, насколько мы можем быть лучше.

Но что первично в этом обычае — яблоко или мед? Важнее, чтобы мы знали о том, что мы несовершенны, хотя и стремимся к лучшему, или что Всевышний, каким бы яблоком мы ни были, покроет нас своим медом милосердия? Раввин Исраэль Меиром из Радуни (Беларусь), более известный как Хафец Хаим, в своем труде под названием “Мишна Брура (583)” пишет: “Поскольку мы окунаем яблоко в мед, то основным продуктом считается яблоко, на которое мы и произносим благословение”.

Желая всем, чтобы год был и хорошим и сладким, мы делаем акцент на том, что сладкая жизнь не только благодать, комфорт и безмятежность. Мед еще нужно добыть, и пчела при неправильных действиях человека может вместо меда дать яд. Сладость понимания и поддержки близких, как и защиты и милосердия Всевышнего, нужно заслужить своими поступками. И пусть мы будем достойны этого!

Раввин Григорий Абрамович

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter