Сладкий обман

Не ухудшат ли вкус конфет новые кондитерские стандарты?
Сколько бы ни говорили о вреде сахара, сладкоежек меньше не становится. Чтобы угодить лакомкам, кондитерские фабрики всего мира соревнуются в выпуске оригинальной продукции. Уже появился шоколад с добавками зеленого чая, водорослей, бекона, есть “бриллиантовые” леденцы. Впрочем, даже те, кто предпочитает диетам “сладкую жизнь”, все чаще задаются вопросом: как из всего многообразия, которое мы видим на прилавках, выбрать самый качественный и полезный продукт? Волнуют покупателей и другие нюансы. К примеру, позвонившая в редакцию “НГ” минчанка Тамара Гаврилюк поинтересовалась: почему на обертке конфет не указывается, из какого сырья они сделаны и где найти такую информацию?



На упаковке шоколада, зефира или на коробке конфет еще можно прочитать состав того, что находится внутри, а когда берешь сладости на развес, приходится доверять собственной интуиции, посетовала наша читательница:

— Недавно купила в соседнем магазине двести граммов конфет известного белорусского производителя. Но их вкус оказался непохожим на тот, к которому я привыкла с детства. Не скажу, что любимое лакомство оказалось невкусным или некачественным, но появилось подозрение, что состав конфет изменился. Мы уже привыкли к тому, что постоянно меняется рецептура колбас. Может, и для производства шоколадных конфет начали использовать какие-то заменители?

Качество шоколадных конфет зависит от сырья, которое используется при их изготовлении. Оболочка белорусских шоколадных конфет (если на этикетке указано, что они шоколадные) всегда будет только из натурального шоколада, без использования каких-либо добавок, пояснила руководитель группы по кондитерской отрасли отдела технологий кондитерской и масложировой продукции Научно-практического центра НАН по продовольствию Алла Шевчук:

— Использование заменителей какао-масла в таких случаях запрещено. Чего нельзя сказать о конфетах российского и украинского производства. Требования стандартов этих стран менее жесткие. В составе шоколадной массы, которой покрывают конфеты, там разрешено использовать вместо какао-масла близкие к нему по вкусовым и органолептическим свойствам эквиваленты, изготовленные из фракций пальмового масла с добавлением масел иллипе, ши, из косточек манго. Это делается для удешевления продукции. Поэтому, выбирая, к примеру, импортную вишню или орехи в шоколаде, на коробке которых значится шоколад, обязательно ознакомьтесь с составом лакомства.

По новым государственным стандартам (на шоколадные конфеты он действует с 1 марта 2016 года — СТБ 2422-2015 “Конфеты. Общие технические условия”) нашим производителям при производстве шоколадной массы для конфет разрешается добавлять до 5% эквивалентов какао-масла. Но информация об этом должна обязательно присутствовать на этикетке.

— В интересах покупателей мы рекомендуем, чтобы величина шрифта такой надписи была не меньше, чем у наименования продукта, — подчеркнула Алла Шевчук.

При выборе сладкой продукции стоит обращать внимание, что написано на обратной стороне упаковки. Если покупаете весовые конфеты, на обертке которых отсутствуют сведения о составе, сроке годности, производителе, попросите у продавцов листок-вкладыш с такой информацией. Она может значиться и на маркировке транспортной упаковки. А вот доверять броским картинкам следует не всегда. Порой ловкий маркетинговый ход способен превратить обычную сладкую плитку в элитный шоколад.

— Как-то увидела в продаже продукт из кэроба — порошка из стручков рожкового дерева, внешне и по вкусу напоминающего какао-порошок, — привела эксперт пример из личного опыта. — Упаковано красиво, представлено в отделе вместе с шоколадом. Но покупателям и невдомек, что за 70 тысяч рублей они покупают кондитерскую плитку. На прикрепленной рядом торговой этикетке значится “шоколад из кэроба”. Однако это так же абсурдно, как написать “шоколад из халвы”. Таким образом потребитель вводится в заблуждение относительно вида и состава продукта, что недопустимо.

И все же, почему возникла надобность в новых стандартах на кондитерскую продукцию? Не значит ли это, что такие привычные нам с детства сладкие бренды теперь поменяют вкус, а в конфетах и шоколаде появится больше добавок?

— Новые стандарты учитывают требование времени. ГОСТы, по которым изготавливали кондитерскую продукцию раньше, разрабатывались до 1990-х годов. Они устарели, — разъясняет Алла Шевчук. — За это время в мире появилось множество новых конфет и других сладостей, разнообразнее стало и сырье для их производства. На нашем рынке немало импортной продукции, к которой покупатель проявляет интерес. Однако производить аналогичную продукцию у нас не было возможности, так как не разрабатывались соответствующие рецептуры. А благодаря новым государственным стандартам (СТБ) и у нас появились новые наименования сладостей, к примеру, неглазированные желейные конфеты, мягкая карамель, тоффи. Но,  разрабатывая новые стандарты, мы не снизили показатели качества, которые были прежде установлены в ГОСТах, а некоторые даже ужесточили.

В тему

По информации Госстандарта, 80% проверенной в прошлом году импортной кондитерской продукции (конфеты, вафли, печенье, пряники, пирожные, рулеты) не соответствовало установленным требованиям по маркировке, безопасности и качеству, наличию документов о подтверждении соответствия. При этом доля нарушений по маркировке превысила 60% (не указывались сведения о наименовании изготовителя и его местонахождении, дате изготовления, входящих в состав консервантах), отсутствовали предупреждающие надписи, предусмотренные для отдельных красителей.

Около 16% составили нарушения по показателям качества и безопасности продукции, в том числе ее реализации по истечении сроков годности. По результатам проверок несоответствующая продукция запрещена к реализации, субъектам хозяйствования выданы предписания об устранении нарушений, составлены протоколы об административных правонарушениях, применены штрафные санкции.

Оксана Захарова

zaxarova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter