Торт, заказанный у проверенного кондитера, очень огорчил именинницу

Сладкий обман

Сегодня многие белорусы пользуются возможностью заработать деньги, не регистрируясь в качестве ИП. Немало среди самозанятых и специалистов по кондитерским изделиям. Как правило, это действительно мастера высочайшего класса, поражающие вкусом и дизайном своей выпечки. Но, как известно, из каждого правила бывают исключения.

Коллаж Ольги Александровой

Трехъярусный сюрприз

Могилевчанка Ольга всегда заказывала тортики у своей землячки Натальи — на Новый год и 8 Марта, юбилеи родителей. Наталья все делала качественно и в срок, претензий никогда не было. Ольга гордилась полезным знакомством, с удовольствием рекомендовала талантливого кондитера друзьям и родственникам.

Естественно, и на свой день рождения девушка решила побаловать гостей трехъярусным эксклюзивным тортом. Связалась с кондитером примерно за неделю до предстоящего торжества, сбросила ей по Viber эскиз сладкого чуда. Наталья заверила, что все будет выполнено в срок и качественно, гостям понравится. Так как Ольга в этом ничуть не сомневалась, занялась другими делами по подготовке к празднику…

Что-то пошло не так

Все как-то сразу не заладилось в сам день рождения. С утра позвонила Наталья и сказала, что не успевает, так что заказ стоимостью 80 рублей сама доставит имениннице на дом непосредственно перед началом торжества. Ольга, конечно, немного расстроилась — как-то тревожно, когда все делается в последние минуты. Впрочем, хорошее настроение быстро восстановилось, она ведь доверяла Наталье.

Стали собираться гости, а Наталья все не появлялась. Ольга положила оговоренную сумму в кармашек платья, чтобы сразу рассчитаться с кондитером.

Большинство гостей уже сидели за столом в гостиной, когда раздался очередной звонок в дверь. Ольга быстро выбежала в прихожую, открыла — на пороге стояла кондитер с высокой картонной коробкой. Не проверяя качество заказа, именинница рассчиталась с мастером, а коробку отнесла на кухню и поставила в холодильник, вынув оттуда одну из полок, чтобы поместился торт.

Сначала, как и положено, гостям подавали закуски, затем горячие мясные блюда с гарнирами. Очередь до именинного торта дошла не очень скоро — через несколько часов. Ольга принесла его вместе с коробкой, чтобы открыть ее на глазах у всех собравшихся и приятно их удивить. И действительно удивила! Ситуация напоминала известную рубрику в интернете «Ожидание и реальность», демонстрирующую, что клиенты заказывают на китайских сайтах и что в результате получают.

Вместо трехъярусного красавца на столе появился уродливый блин неправильной формы с кривыми краями, обмазанный непонятной серо-буро-малиновой массой. Обескураженные гости чуть не попадали со стульев от смеха. Только Ольге хотелось плакать. Создавалось впечатление, что заказ неумело выполнил ребенок. Кстати, у Натальи есть дочка лет девяти-десяти. Может, мама действительно на чужом заказе обучала малышку своему доходному ремеслу? Никакого другого объяснения у Ольги не находится.

Чтобы как-то смягчить ситуацию, кусочек торта отрезала и съела сестра именинницы Нина. Она сказала, что на вкус неказистое кондитерское изделие довольно приличное. Однако даже после такой оценки ни именинница, ни другие гости попробовать горе-торт не решились — уж слишком отталкивающий вид был у него.

Попробуй докажи

На следующий день обиженная заказчица дозвонилась до исполнительницы и высказала все, что думает по этому поводу, потребовала назад свои деньги. Однако Наталья наотрез отказалась возвращать их: дескать, продукты потрачены, никто не отравился, а то, что на этот раз получилось не очень эстетично, — так это понятие субъективное, к тому же даже у самых талантливых мастеров случаются неудачи.

И самое обидное, что услышала Ольга от Натальи:

— Ты ничего не докажешь!

А ей-то всегда казалось, что Наталья — человек очень порядочный и щепетильный в денежных вопросах.

Ольга задумалась об имеющихся доказательствах. Да, размещен заказ в Viber, там же имеется эскиз. Но нет фотографии, доказывающей, что непонятное кондитерское изделие принесла именно Наталья. Гости сидели в комнате, в прихожую не выходили. Могут подтвердить, что кто-то приходил, но кто именно, вряд ли видели. Нет даже расписки от кондитера о получении денег. Почему бы не предположить, что именинница отказалась от своего заказа, «вылепила» торт самостоятельно, а когда гости не оценили, перевела стрелки на безответственного кондитера.

К сожалению, у тех, кто занимается видами деятельности, не связанными с предпринимательством, нет книг замечаний и предложений, учета проверок. Общество защиты потребителей не рассматривает конфликты между частными лицами.

Репутация — не пустой звук

К счастью, случай этот достаточно редкий. Большинство самозанятых очень дорожат клиентурой и репутацией. Не исключено, что Наталья так себя ведет именно потому, что ей очень стыдно. Если это действительно так, будем надеяться, что она все же найдет в себе мужество признать свою неправоту и восстановить добрые отношения с клиенткой.

Впрочем, на Могилевщине были и другие неприятные факты, касающиеся деятельности самозанятых. В прошлом году семья пенсионеров наняла мужчину, чтобы он скосил траву на дачном участке. Тот рьяно взялся за дело, но заодно с травой скосил половину клубники и куст голубики, которым хозяева очень дорожили. Правда, свою оплошность признал сразу и не взял денег за работу, а потом еще пару раз помогал старикам бесплатно.

Нескольким дамам не понравились прически, выполненные самозанятыми парикмахерами.  К горе-мастерицам недовольные клиентки больше не обращаются. Тем не менее других парикмахеров нашли себе тоже из числа самозанятых и вполне довольны ими.

Еще один самозанятый по заказу бобруйчанина сделал полки для веранды, но хозяину они не понравились. При этом парень очень старался, переделывал дважды, в результате заказчик претензий не имеет.

Нужно иметь в виду, что даже размещение заказа у юридического лица, заключение договора в письменной форме, наличие кассового чека полностью не страхуют от неприятностей. Вещь или услуга все равно может оказаться некачественной.

Что же касается Ольги, по совету юриста она все же написала претензию, касающуюся некачественного торта, и ждет ответа. Но на досадную ситуацию теперь смотрит совсем по-другому — с юмором — и уже ни капли не расстраивается. Дескать, хоть будет что вспомнить и с чего посмеяться...

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Николай Курносов, юрист:

— Подобные отношения всегда таят в себе повышенный риск для обеих сторон — заказчик может не рассчитаться, а исполнитель поступить так, как в этом случае. Поэтому рекомендую всегда подстраховываться, собирать доказательства того, что сделка состоялась: фотоотчеты, расписки о получении денег. В данной ситуации все же советую попытаться отстоять свои права в досудебном порядке, проявить настойчивость. Написать письменную претензию исполнителю хотя бы в Viber и дождаться ответа, которого, впрочем, весьма вероятно, и не последует. А вообще, на то, чтобы откликнуться, у Натальи есть 14 дней. Попытаться обратиться в суд Ольге тоже, конечно, можно, хотя при отсутствии доказательств вряд ли дело будет рассмотрено.

БЛИЦОПРОС

А вы когда-нибудь обращались к самозанятым?

Марина Козловская, пенсионерка:

— Конечно! Летом, когда живу на даче, обращаюсь постоянно: скосить траву, подкрасить дом или сарайчик. Все делают очень быстро, качественно и недорого. Ведь между такими хаус-мастерами серьезная конкуренция.

Кирилл Громченко, строитель:

— Неоднократно покупали с женой хлеб ручной работы на рынке, за ним всегда выстраивается очередь. Необыкновенно душистый и вкусный. Мужчина сам его выпекает и продает.

Нина Зайцева, бухгалтер:

— Живем в частном секторе, часто приглашаем одного из жителей нашей улицы вскопать огород, разгрузить дрова. Претензий к качеству не имеем, цена устраивает. Правда, кто он — самозанятый или просто шабашник, не знаем, никогда не интересовались.

mendeleva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter