Профессора в китайских университетах бьют тревогу: с нашими мальчиками происходит что-то не то

Сладкие мальчики

Профессора в китайских университетах бьют тревогу: с нашими мальчиками происходит что-то не то — они слишком изнеженны, не приспособлены к жизни, им не хватает мужественности и решительности, и — вот где ужас-ужас! — они стали уступать в оценках девушкам.


Каждый год в Китае на три летних дня замирает жизнь и наступает сезон гаокао — вступительных экзаменов в вузы, которые определяют дальнейшую жизнь миллионов молодых людей. Китайцы к гаокао относятся так серьезно, что даже страшно становится. Жизнь замирает, храмы Конфуция по всей стране атакуются и утопают в красных ленточках на удачу, заказывая такси, родители (а с поступающими чаще всего едут родители — единственные мальчики и девочки в семье почти ничего не умеют делать сами: ни обед приготовить, ни одежду постирать) оговаривают с операторами, чтобы в номере машины ни в коем случае не оказалось страшной цифры, которая может неблагоприятно сказаться на исходе экзамена. А потом страна с замиранием сердца ждет, когда появятся списки стобалльников. Ну, вы понимаете, в Китае это не стобалльники, как у нас, но суть та же: у кого самый высокий балл. Но дело, как говорит в таких случаях мой муж, не в этом. Или, сказала бы я, не только в этом. А в том, что если в последние 40 лет 56 процентов стобалльников были парнями, то в последнее десятилетие 53 процента таких победителей по жизни (а это, не сомневайтесь, победители) — девушки. Да какая разница, спросите вы. Правильная постановка вопроса. Но только в том случае, если вы живете в Беларуси. Или Европе. Или США. Ну, в общем, в тех странах, где не принято говорить вслух о том, что быть мальчиком куда круче и важнее, чем быть девочкой (обратите внимание, я говорю: не принято говорить вслух, но не утверждаю, что такое мнение отсутствует). Для Китая разница есть. И мальчики там ценятся больше — настолько, что в результате селективных абортов (узнали пол будущего ребенка — сделали аборт в надежде, что следующим родится мальчик) мальчиков в стране почти на 50 млн больше, чем девочек. Но я сейчас не об этом, хотя тема интересная и говорить об этом я могу долго. А я сейчас о том, что в Китае вовсю обсуждают «кризис мальчиков» и даже термин для этого специальный придумали — nanhai weiji. 

Кризис проявляет себя по двум направлениям. О первом — мальчики стали хуже успевать в университетах, чем девочки, — я уже сказала. Второй — что мальчики теряют свой маскулинный темперамент и становятся все более женственными. Консервативные китайцы (а их большинство) говорят, что мужчины должны быть шумными, решительными, дерзкими до наглости, они должны стремиться к новому, пробовать новое и быть готовыми нести ответственность за все, что попробовали. Но мальчики, печалятся консерваторы, стали мягкими, как овцы: ум размяк, а мышцы ослабли. А девочки (да, те, которые опережают мальчиков в оценках), оказывается, хоть и любят сладких мальчиков, но хотят, чтобы мускулы у них все же были (про мозги я не в курсе, это не обсуждают, форма победила содержание не только у нас). 

В Китае есть термин xiao xian rou — «немного свежего мяса». Это красивые до сладости мальчики со стройной до истощения (китайцы и я любим именно такие) фигурой и идеальной укладкой. В Азии это огромный пласт молодежной культуры. А молодежь сейчас вполне платежеспособна, и это главное (что деньги часто от родителей — вторично). 

Просто загуглите имена Ли Ифэн, Ян Ян или У Ифань и посмотрите в эти лица. Если вы не любите сладкое, вас вытошнит, в любом другом случае вам понравится. Более чем миллиарду нравится. Может ли ошибаться миллиард? Да запросто. 

На официальном уровне с культурой xiao xian rou решили бороться. Потому что, «если нация хочет возродиться» (а Китай настойчиво хочет), она должна защищаться «от нежелательных культур». В этом нет ничего нового. Как говорится, вы будете смеяться, но первой публикацией Мао Цзэдуна в революционной прессе в 1917 году была статья «Изучение физической культуры». Там он критиковал физическую слабость китайцев: «Военный дух не поощряется». Время вносит коррективы во все, иногда совершенно неожиданные. Не знаю, как себя чувствовал товарищ Мао в своем мавзолее, когда в 2017 году на экраны страны вышел фильм «Создание армии». Там в ролях генералов Народно-освободительной армии снимались как раз xiao xian rou — красивые, ухоженные, с большими глазками на сладких лицах. А те, кто в 1940-х сражался за новый Китай, людьми были жесткими и не слишком интересовались бытовыми и любыми другими удобствами. Фильм провалился с треском. Но означает ли это, что эра xiao xian rou близка к закату? Не так однозначно. 

Консерваторам, партии и правительству, конечно, ближе маскулинная культура, не в последнюю очередь потому, что, когда у тебя самая большая армия в мире, сладкие мальчики — бесполезный балласт: не справятся. С другой стороны, реальная покупательная сила (а Китай сейчас делает ставку на внутреннее потребление) — у женщин. И они только дорвались до сладкого. 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter