Сладкая «каторга» танца

Мировая сенсация по имени Иван Васильев
Мировая сенсация по имени Иван Васильев

За несколько дней до своего 16–летия воспитанник Белорусского государственного хореографического колледжа Иван Васильев стал мировой сенсацией, взяв «золото» Х Международного конкурса артистов балета. Для «балетных» всего мира престижнее этого конкурса в Москве нет, ведь и по сей день русский балет — вне конкуренции... Но, собственно, сенсацией стал не сам факт получения высокой награды конкурсантом из Беларуси — чего прежде, к слову, не случалось, — а сам парень. При каждом появлении нашего Ивана на сцене зал Большого театра буквально стонал от восторга, а московская пресса после первых же конкурсных туров стала прочить ему будущее великого артиста, единодушно признавая — будь Иван постарше, Гран–при достался бы ему (но для конкурсантов младшей группы Гран–при не предусмотрен). Дескать, у главного победителя Дениса Матвиенко, украинского танцовщика, виден потолок, высокий, узорчатый, но виден. А талант Васильева — непредсказуем и сравним с талантом великих и легендарных... Так или иначе, но после конкурса администрация Большого предложила нашему парню квартиру в Москве, еще более заманчивые перспективы нарисовал перед ним агент из «Amerikan Ballet Theatre»... Но Иван вернулся домой заканчивать колледж.

В Минске мы застали «новую легенду» за очередной тренировкой — вместе с педагогом Александром Коляденко. Все такого же солнечного и открытого, как и на многочисленных фотографиях в восхищенной российской прессе...

— В прошлом году Иван завоевал «бронзу» в Варне, там также проходит очень престижный международный конкурс, — рассказывает Александр Иванович. — Но Москва — это, конечно, другое. Даже однажды выступить на сцене Большого театра для артиста — событие на всю жизнь. Как говорит современная молодежь, это — «фишка»... Когда Ваня впервые вышел на сцену Большого, увидел эти блестящие ярусы, огромный зал, засветился весь. «Это же какое удовольствие танцевать здесь, когда будет полный зал!» — сказал мне... Другие конкурсанты обычно боятся, а он предвкушал удовольствие. Мне даже неловко говорить, непедагогично это, но с первого же выступления он стал любимцем московской публики. У москвичей, питерцев, украинцев, немцев — у всех в зале были группы поддержки. У нас — ничего такого. Но вот объявляют: «Васильев!» И в зале гром аплодисментов. За кулисами никто ничего не понимает, смотрят настороженно. А публика с ума сходит...

— Общеизвестно, что балет — труд негуманный, потому что ненормированный, причем с раннего детства. Интересно, из каких соображений родители могут послать ребенка на эту каторгу?

Иван: А меня никто и не посылал, я сам на эту «каторгу» напросился. Потому что лет в 7 впервые увидел балет «Дон Кихот». И тогда же решил, что хочу танцевать так же. А родители у меня совсем не из мира искусства.

Александр Иванович: В третьем туре московского конкурса он танцевал, между прочим, вариацию из «Дон Кихота». А что касается того, о чем вы говорите, — балет действительно мучение, но только для тех, кого привела сюда мама. Но Ивана мне каждый раз приходится буквально выгонять из зала. Из училища я ухожу обычно довольно поздно, выключаю везде свет — и обнаруживаю тренирующегося Васильева. «Ваня, — говорю ему, — все, уходи домой». Он вроде послушается, пойдет переоденется и... снова продолжает тренироваться. Сколько раз на него уборщицы жаловались: «Александр Иванович, там ваш Васильев опять никак не уходит». И это при том, что он начинает тренировку в 8 утра! Впрочем, без этой его упрямой черточки, без такого фанатичного трудолюбия в балете трудно добиться настоящих высот.

— А вы, Иван, можете сказать, ради чего так себя истязаете?

Иван: Когда выходишь на сцену и видишь, как публика тебя принимает, получаешь массу таких ощущений, которых нигде в другом месте не получишь. То есть это, как бы сказать поточнее... блаженство.

— А разве балет — это не соревнование? Ведь конкуренция здесь начинается еще в училище.

Иван: Возможно. Но все–таки в первую очередь это искусство, а не спортивная программа. Здесь нужно танцевать, а не исполнять. Мне, кстати, очень не нравится это слово «исполнять». «Танцевать» — другое дело, выкладываться эмоционально, духовно, стараться передать зрителю все свои чувства...

— А что вы танцевали на конкурсе?

Иван: Современные и классические вариации из балетов «Дон Кихот», «Корсар», «Эсмеральда» и «Пламя Парижа».

Александр Иванович: Все это, между прочим, очень сложно технически. Валентин Елизарьев был членом жюри, очень переживал за Ваню, а теперь в сентябре дает ему, учащемуся колледжа, главную роль в «Корсаре» на своей профессиональной сцене! Возможно, станцует наш Васильев и Актеона в «Эсмеральде». Думаю, театру будет интересен такой эксперимент, хотя для Ивана, как говорят по–белорусски, это уже «занадта» — не загордился бы...

Иван: Вряд ли... Просто хочется станцевать все. Абсолютно все! Технически могу выполнить все, что угодно. Другой вопрос, стоит ли мне это делать, будет ли то или иное движение соответствовать моему облику?

— А что для вас было самым страшным в прошедшем конкурсе?

Иван: Жеребьевка.

Александр Иванович: Дело в том, что в первый день жюри еще не настроено, осторожничает, присматривается... И тут он вытаскивает 10–й номер! Я ему даже попенял. А получилось к счастью — победил в 10–м конкурсе под 10–м номером. Хотя там было очень много сильных танцоров, которые, на мой взгляд, ничуть не уступали Ивану. Конечно, как педагог, я вижу у него больше недостатков, чем достоинств, и чаще ругаю, чем хвалю. Но когда ко мне один за другим стали подбегать члены жюри, восклицая, что такого мальчика они еще не видели... И все равно я думал, что, как обычно, будут делить призовое место. А тут безо всяких споров, единодушно присудили его Васильеву. Видимо, своей радостью от танца ему действительно удается заражать других...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter