Мировая сенсация по имени Иван Васильев
За несколько дней до своего 16–летия воспитанник Белорусского государственного хореографического колледжа Иван Васильев стал мировой сенсацией, взяв «золото» Х Международного конкурса артистов балета. Для «балетных» всего мира престижнее этого конкурса в Москве нет, ведь и по сей день русский балет — вне конкуренции... Но, собственно, сенсацией стал не сам факт получения высокой награды конкурсантом из Беларуси — чего прежде, к слову, не случалось, — а сам парень. При каждом появлении нашего Ивана на сцене зал Большого театра буквально стонал от восторга, а московская пресса после первых же конкурсных туров стала прочить ему будущее великого артиста, единодушно признавая — будь Иван постарше, Гран–при достался бы ему (но для конкурсантов младшей группы Гран–при не предусмотрен). Дескать, у главного победителя Дениса Матвиенко, украинского танцовщика, виден потолок, высокий, узорчатый, но виден. А талант Васильева — непредсказуем и сравним с талантом великих и легендарных... Так или иначе, но после конкурса администрация Большого предложила нашему парню квартиру в Москве, еще более заманчивые перспективы нарисовал перед ним агент из «Amerikan Ballet Theatre»... Но Иван вернулся домой заканчивать колледж.
В Минске мы застали «новую легенду» за очередной тренировкой — вместе с педагогом Александром Коляденко. Все такого же солнечного и открытого, как и на многочисленных фотографиях в восхищенной российской прессе...
— В прошлом году Иван завоевал «бронзу» в Варне, там также проходит очень престижный международный конкурс, — рассказывает Александр Иванович. — Но Москва — это, конечно, другое. Даже однажды выступить на сцене Большого театра для артиста — событие на всю жизнь. Как говорит современная молодежь, это — «фишка»... Когда Ваня впервые вышел на сцену Большого, увидел эти блестящие ярусы, огромный зал, засветился весь. «Это же какое удовольствие танцевать здесь, когда будет полный зал!» — сказал мне... Другие конкурсанты обычно боятся, а он предвкушал удовольствие. Мне даже неловко говорить, непедагогично это, но с первого же выступления он стал любимцем московской публики. У москвичей, питерцев, украинцев, немцев — у всех в зале были группы поддержки. У нас — ничего такого. Но вот объявляют: «Васильев!» И в зале гром аплодисментов. За кулисами никто ничего не понимает, смотрят настороженно. А публика с ума сходит...
— Общеизвестно, что балет — труд негуманный, потому что ненормированный, причем с раннего детства. Интересно, из каких соображений родители могут послать ребенка на эту каторгу?
Иван: А меня никто и не посылал, я сам на эту «каторгу» напросился. Потому что лет в 7 впервые увидел балет «Дон Кихот». И тогда же решил, что хочу танцевать так же. А родители у меня совсем не из мира искусства.
Александр Иванович: В третьем туре московского конкурса он танцевал, между прочим, вариацию из «Дон Кихота». А что касается того, о чем вы говорите, — балет действительно мучение, но только для тех, кого привела сюда мама. Но Ивана мне каждый раз приходится буквально выгонять из зала. Из училища я ухожу обычно довольно поздно, выключаю везде свет — и обнаруживаю тренирующегося Васильева. «Ваня, — говорю ему, — все, уходи домой». Он вроде послушается, пойдет переоденется и... снова продолжает тренироваться. Сколько раз на него уборщицы жаловались: «Александр Иванович, там ваш Васильев опять никак не уходит». И это при том, что он начинает тренировку в 8 утра! Впрочем, без этой его упрямой черточки, без такого фанатичного трудолюбия в балете трудно добиться настоящих высот.
— А вы, Иван, можете сказать, ради чего так себя истязаете?
Иван: Когда выходишь на сцену и видишь, как публика тебя принимает, получаешь массу таких ощущений, которых нигде в другом месте не получишь. То есть это, как бы сказать поточнее... блаженство.
— А разве балет — это не соревнование? Ведь конкуренция здесь начинается еще в училище.
Иван: Возможно. Но все–таки в первую очередь это искусство, а не спортивная программа. Здесь нужно танцевать, а не исполнять. Мне, кстати, очень не нравится это слово «исполнять». «Танцевать» — другое дело, выкладываться эмоционально, духовно, стараться передать зрителю все свои чувства...
— А что вы танцевали на конкурсе?
Иван: Современные и классические вариации из балетов «Дон Кихот», «Корсар», «Эсмеральда» и «Пламя Парижа».
Александр Иванович: Все это, между прочим, очень сложно технически. Валентин Елизарьев был членом жюри, очень переживал за Ваню, а теперь в сентябре дает ему, учащемуся колледжа, главную роль в «Корсаре» на своей профессиональной сцене! Возможно, станцует наш Васильев и Актеона в «Эсмеральде». Думаю, театру будет интересен такой эксперимент, хотя для Ивана, как говорят по–белорусски, это уже «занадта» — не загордился бы...
Иван: Вряд ли... Просто хочется станцевать все. Абсолютно все! Технически могу выполнить все, что угодно. Другой вопрос, стоит ли мне это делать, будет ли то или иное движение соответствовать моему облику?
— А что для вас было самым страшным в прошедшем конкурсе?
Иван: Жеребьевка.
Александр Иванович: Дело в том, что в первый день жюри еще не настроено, осторожничает, присматривается... И тут он вытаскивает 10–й номер! Я ему даже попенял. А получилось к счастью — победил в 10–м конкурсе под 10–м номером. Хотя там было очень много сильных танцоров, которые, на мой взгляд, ничуть не уступали Ивану. Конечно, как педагог, я вижу у него больше недостатков, чем достоинств, и чаще ругаю, чем хвалю. Но когда ко мне один за другим стали подбегать члены жюри, восклицая, что такого мальчика они еще не видели... И все равно я думал, что, как обычно, будут делить призовое место. А тут безо всяких споров, единодушно присудили его Васильеву. Видимо, своей радостью от танца ему действительно удается заражать других...
Сладкая «каторга» танца
Мировая сенсация по имени Иван Васильев