Белорусским товарам дома становится неуютно
10.07.2013 20:53:18
Предприниматель из Солигорска Евгений Сивоконь несколько лет назад представлял интересы немецкой фирмы, производящей высокопрочные цепи. Они используются в шахтах, в цементной, сахарной, лесной промышленности. До недавнего времени у нас в стране не производились. На их закупку тратились немалые суммы в валюте. Предприниматель, взвесив все, решил: почему бы не организовать производство востребованного товара в Беларуси? Встретился с руководством «Беларуськалия», побывал на сахарных и цементных заводах, рассказал о своей идее. Везде услышал: «Дело нужное — действуй». Нашел инвесторов, готовых ссудить необходимой суммой. Из Англии привез оборудование. Арендовал производственные площади в городском поселке Красная Слобода Солигорского района. Так появилось совместное общество с ограниченной ответственностью «Завод металлических цепей». Два года понадобилось на монтаж оборудования и его наладку. И наконец в 2012–м началось производство. Евгений Сивоконь рассчитывал на то, что в первую очередь будет обеспечивать потребности «Беларуськалия». Все оказалось не столь оптимистично. Сивоконь продал... одну цепь.
Предприниматель оказался не готов к такому развитию событий:
— Существующая сейчас система закупок невозможна без тендера — покупатель выбирает наиболее дешевый товар. В очередном конкурсе участвовала польская фирма. Предложила цепь фактически по цене металла, который требуется для ее изготовления. Я работать в убыток не хочу. Пришлось уступить... С представителями той фирмы позже встретился на выставке. Спрашиваю: «Вам же невыгодно было так продавать продукцию?» Соглашаются — невыгодно. Но чего не сделаешь, чтобы выдавить местного конкурента. Предложили мне поделить рынок: мне — маленькую часть, им — большую. По ценам, мол, договоримся и друг другу препятствий чинить не будем. Но такой вариант, когда продавцы сговариваются за спиной у покупателя, меня не устроил. Потому на «Беларуськалий» как, впрочем, и на другие наши предприятия свои цепи не продаю. Зато их у меня покупают в Германии, Украине. А наши потребители везут из–за рубежа.
По бизнес–плану, который составил Сивоконь, прежде чем запустить производство, окупаемость завода, на котором трудятся 30 человек, — пять с половиной лет. За три года ничего, кроме убытков, предприниматель не увидел. Между тем не за горами время, когда надо будет рассчитываться с инвесторами — сумма немалая... Впрочем, выход есть. Евгению Николаевичу предлагают перевезти завод в Китай — обеспечивать потребности в цепях нескольких шахт. Гарантируют, что работы хватит. Сивоконь все чаще подумывает о том, чтобы сорваться с места. От этого он, безусловно, выиграет. А в проигрыше окажется бюджет, который лишится налогов — примерно 100 миллионов рублей в месяц. Да и продавцы цепей, избавившись от конкурента, смогут диктовать свою ценовую политику «Беларуськалию» с большей выгодой для себя.
Пока же крупнейшему производителю удобрений предприниматель интересен в качестве своего рода пугала. Накануне очередного тендера Евгению Николаевичу звонят из «Беларуськалия» и, рассчитывая на положительный ответ, интересуются: примет ли он участие в конкурсе — мол, «с твоей помощью полякам цену здорово опустили».
Я позвонил генеральному директору ОАО «Беларуськалий» Валерию Кириенко, чтобы поинтересоваться перспективой дальнейших взаимоотношений маленького завода и гиганта промышленности. В ответ услышал:
— Цепи Сивоконя зарекомендовали себя у нас неплохо. С удовольствием купим еще. Но при одном условии: если предложит цену меньше, чем у конкурентов.
Впрочем, не одному Сивоконю неуютно на своем рынке. За подобными примерами я не стал далеко ходить. Нашел их здесь же — в Солигорске. В городе есть группа предприятий «Нива», выпускающая технику для горной промышленности. Причем продукция местных машиностроителей по качеству превосходит импортные аналоги. Но во время тендерных закупок это немаловажное обстоятельство не берется в расчет. Генеральный директор ОАО «ЛМЗ Универсал» Александр Романович не видит другого выхода, как... ухудшить выпускаемую продукцию. Так удастся снизить издержки и предлагать минимальную цену. Александр Сергеевич считает:
— Да, неправильно. Но другого пути не вижу. Ситуация абсурдна. Как–то я выиграл тендер в Германии — предложил цену на 40 процентов ниже. Но покупатель предпочел покупать технику у своих земляков. А передо мной извинился. А возьмите Китай. Чтобы торговать на местном рынке, ты должен не товар принести, а технологию — производство свое, открыть, к примеру. У нас ситуация диаметрально противоположная. Мы отдаем рынок некачественному импорту, думая, что главное — это сегодня заплатить поменьше. А дальше что? Недавно от одного экономиста услышал: если отечественный продукт дороже привезенного извне на 24 процента, все равно есть смысл покупать свое. Государство окажется в плюсе — предприятия работают, люди получают зарплаты, налоги поступают в бюджет. Но у нас, похоже, никто об этом не задумывается. Когда «Беларуськалием» проводятся конкурсы на покупку шахтных самоходных вагонов, наша продукция конкурирует по цене с продукцией воронежского завода, которая самим производителем признана морально устаревшей. Мы показывали свой вагон в России. Он там понравился, скоро начнем продажи. Причем цена в соседней стране будет на 62 процента выше, чем предлагаем калийному комбинату.
Заместитель председателя Солигорского райисполкома по вопросам экономики Ирина Зубаревич говорит, что о проблеме в местной «вертикали» знают. Пытались рекомендовать калийному комбинату покупать продукцию местных производителей. Но ничего не получилось. «Беларуськалий» сам вынужден подчиняться положению о закупках, когда главный критерий цена и только цена...
Может, стоит — пусть и протекционистским путем — поддержать отечественного производителя? У председателя Комиссии по экономике Палаты представителей Владимира Кравцова ответ на мой вопрос отрицательный:
— Мы — страна с открытой экономикой. Неправильно заставлять промышленников покупать дорогой товар только для того, чтобы поддержать своих. Тогда придется тратить больше государственных средств. Если производитель проигрывает тендеры, впору задуматься, как снизить издержки. А государство может ему в этом помочь. Модернизация задумывалась именно для того, чтобы наша продукция стала конкурентоспособной не только по качеству, но и по цене.
С другой стороны, доктор экономических наук Георгий Гриц считает, что нынешняя система тендеров несовершенна. В первую очередь потому, что упор делается исключительно на низкую цену. А качество не учитывается. С Георгием Васильевичем солидарен председатель Белорусской научно–промышленной ассоциации Александр Швец:
— Покупает наше предприятие какую–то технику. Смотрит на цену. И, как правило, не задается вопросом: есть ли сервис, сколько он стоит. А зря. Известно, что некоторые поставщики продают свой товар дешевле. Зная, что в перспективе неплохо заработают на запасных частях и обслуживании.
На недавнем совещании в Минском горисполкоме Премьер–министр Михаил Мясникович подчеркнул остроту проблемы импортозамещения: «Пластмассовое ведро — из России, молоток или китайский, или польский, грабли румынские. В то же время мощности, которые можно было бы направить на производство аналогичного отечественного товара, иногда простаивают».
Мы говорим, что должны экономить. Однако понимаем это слишком буквально: как можно меньше заплатить за товар. Но ощутимой ли в этом случае будет экономия? Не получится ли, что средств в итоге будет израсходовано гораздо больше? Надо считать — скрупулезно и вдумчиво.
Фото автора.
Советская Белоруссия №126 (24263). Четверг, 11 июля 2013 года.