Белорусским товарам дома становится неуютно

Слабые звенья в экономической цепи надо менять

Белорусским товарам дома становится неуютно

Рекламные растяжки в торговых центрах и на улицах призывают: «Купляйце беларускае!» И это правильно. Потребительский патриотизм делает сильной экономику предприятий, бездефицитным бюджет и в конечном счете укрепляет наше благосостояние. Однако все чаще ловлю себя на мысли: белорусским товарам дома становится неуютно. Речь не только о бытовой технике, одежде или обуви. Покупатели зачастую отдают предпочтение зарубежным аналогам. Проблема куда многограннее. Нашему производителю, ориентированному на выпуск импортозамещающего товара, сложно, а порой и вовсе невозможно продать свою продукцию на внутреннем рынке. Почему? Попробуем разобраться на конкретном примере.


Предприниматель из Солигорска Евгений Сивоконь несколько лет назад представлял интересы немецкой фирмы, производящей высокопрочные цепи. Они используются в шахтах, в цементной, сахарной, лесной промышленности. До недавнего времени у нас в стране не производились. На их закупку тратились немалые суммы в валюте. Предприниматель, взвесив все, решил: почему бы не организовать производство востребованного товара в Беларуси? Встретился с руководством «Беларуськалия», побывал на сахарных и цементных заводах, рассказал о своей идее. Везде услышал: «Дело нужное — действуй». Нашел инвесторов, готовых ссудить необходимой суммой. Из Англии привез оборудование. Арендовал производственные площади в городском поселке Красная Слобода Солигорского района. Так появилось совместное общество с ограниченной ответственностью «Завод металлических цепей». Два года понадобилось на монтаж оборудования и его наладку. И наконец в 2012–м началось производство. Евгений Сивоконь рассчитывал на то, что в первую очередь будет обеспечивать потребности «Беларуськалия». Все оказалось не столь оптимистично. Сивоконь продал... одну цепь.


Предприниматель оказался не готов к такому развитию событий:


— Существующая сейчас система закупок невозможна без тендера — покупатель выбирает наиболее дешевый товар. В очередном конкурсе участвовала польская фирма. Предложила цепь фактически по цене металла, который требуется для ее изготовления. Я работать в убыток не хочу. Пришлось уступить... С представителями той фирмы позже встретился на выставке. Спрашиваю: «Вам же невыгодно было так продавать продукцию?» Соглашаются — невыгодно. Но чего не сделаешь, чтобы выдавить местного конкурента. Предложили мне поделить рынок: мне — маленькую часть, им — большую. По ценам, мол, договоримся и друг другу препятствий чинить не будем. Но такой вариант, когда продавцы сговариваются за спиной у покупателя, меня не устроил. Потому на «Беларуськалий» как, впрочем, и на другие наши предприятия свои цепи не продаю. Зато их у меня покупают в Германии, Украине. А наши потребители везут из–за рубежа.


По бизнес–плану, который составил Сивоконь, прежде чем запустить производство, окупаемость завода, на котором трудятся 30 человек, — пять с половиной лет. За три года ничего, кроме убытков, предприниматель не увидел. Между тем не за горами время, когда надо будет рассчитываться с инвесторами — сумма немалая... Впрочем, выход есть. Евгению Николаевичу предлагают перевезти завод в Китай — обеспечивать потребности в цепях нескольких шахт. Гарантируют, что работы хватит. Сивоконь все чаще подумывает о том, чтобы сорваться с места. От этого он, безусловно, выиграет. А в проигрыше окажется бюджет, который лишится налогов — примерно 100 миллионов рублей в месяц. Да и продавцы цепей, избавившись от конкурента, смогут диктовать свою ценовую политику «Беларуськалию» с большей выгодой для себя.


Пока же крупнейшему производителю удобрений предприниматель интересен в качестве своего рода пугала. Накануне очередного тендера Евгению Николаевичу звонят из «Беларуськалия» и, рассчитывая на положительный ответ, интересуются: примет ли он участие в конкурсе — мол, «с твоей помощью полякам цену здорово опустили».


Я позвонил генеральному директору ОАО «Беларуськалий» Валерию Кириенко, чтобы поинтересоваться перспективой дальнейших взаимоотношений маленького завода и гиганта промышленности. В ответ услышал:


— Цепи Сивоконя зарекомендовали себя у нас неплохо. С удовольствием купим еще. Но при одном условии: если предложит цену меньше, чем у конкурентов.


Впрочем, не одному Сивоконю неуютно на своем рынке. За подобными примерами я не стал далеко ходить. Нашел их здесь же — в Солигорске. В городе есть группа предприятий «Нива», выпускающая технику для горной промышленности. Причем продукция местных машиностроителей по качеству превосходит импортные аналоги. Но во время тендерных закупок это немаловажное обстоятельство не берется в расчет. Генеральный директор ОАО «ЛМЗ Универсал» Александр Романович не видит другого выхода, как... ухудшить выпускаемую продукцию. Так удастся снизить издержки и предлагать минимальную цену. Александр Сергеевич считает:


— Да, неправильно. Но другого пути не вижу. Ситуация абсурдна. Как–то я выиграл тендер в Германии — предложил цену на 40 процентов ниже. Но покупатель предпочел покупать технику у своих земляков. А передо мной извинился. А возьмите Китай. Чтобы торговать на местном рынке, ты должен не товар принести, а технологию — производство свое, открыть, к примеру. У нас ситуация диаметрально противоположная. Мы отдаем рынок некачественному импорту, думая, что главное — это сегодня заплатить поменьше. А дальше что? Недавно от одного экономиста услышал: если отечественный продукт дороже привезенного извне на 24 процента, все равно есть смысл покупать свое. Государство окажется в плюсе — предприятия работают, люди получают зарплаты, налоги поступают в бюджет. Но у нас, похоже, никто об этом не задумывается. Когда «Беларуськалием» проводятся конкурсы на покупку шахтных самоходных вагонов, наша продукция конкурирует по цене с продукцией воронежского завода, которая самим производителем признана морально устаревшей. Мы показывали свой вагон в России. Он там понравился, скоро начнем продажи. Причем цена в соседней стране будет на 62 процента выше, чем предлагаем калийному комбинату.


Заместитель председателя Солигорского райисполкома по вопросам экономики Ирина Зубаревич говорит, что о проблеме в местной «вертикали» знают. Пытались рекомендовать калийному комбинату покупать продукцию местных производителей. Но ничего не получилось. «Беларуськалий» сам вынужден подчиняться положению о закупках, когда главный критерий цена и только цена...


Может, стоит — пусть и протекционистским путем — поддержать отечественного производителя? У председателя Комиссии по экономике Палаты представителей Владимира Кравцова ответ на мой вопрос отрицательный:


— Мы — страна с открытой экономикой. Неправильно заставлять промышленников покупать дорогой товар только для того, чтобы поддержать своих. Тогда придется тратить больше государственных средств. Если производитель проигрывает тендеры, впору задуматься, как снизить издержки. А государство может ему в этом помочь. Модернизация задумывалась именно для того, чтобы наша продукция стала конкурентоспособной не только по качеству, но и по цене.


С другой стороны, доктор экономических наук Георгий Гриц считает, что нынешняя система тендеров несовершенна. В первую очередь потому, что упор делается исключительно на низкую цену. А качество не учитывается. С Георгием Васильевичем солидарен председатель Белорусской научно–промышленной ассоциации Александр Швец:


— Покупает наше предприятие какую–то технику. Смотрит на цену. И, как правило, не задается вопросом: есть ли сервис, сколько он стоит. А зря. Известно, что некоторые поставщики продают свой товар дешевле. Зная, что в перспективе неплохо заработают на запасных частях и обслуживании.


На недавнем совещании в Минском горисполкоме Премьер–министр Михаил Мясникович подчеркнул остроту проблемы импортозамещения: «Пластмассовое ведро — из России, молоток или китайский, или польский, грабли румынские. В то же время мощности, которые можно было бы направить на производство аналогичного отечественного товара, иногда простаивают».


Мы говорим, что должны экономить. Однако понимаем это слишком буквально: как можно меньше заплатить за товар. Но ощутимой ли в этом случае будет экономия? Не получится ли, что средств в итоге будет израсходовано гораздо больше? Надо считать — скрупулезно и вдумчиво.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №126 (24263). Четверг, 11 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter