Слабое звено. Как оно укрепляется?

Интервью с главой Хозсуда Брестской области Сергеем Кулаком

Об этом шла речь в интервью нашего корреспондента с председателем Хозяйственного суда Брестской области Сергеем КУЛАКОМ (на снимке).

— Сергей Мефодьевич, знаю, что коллеги из немецкого города Равенсбурга – побратима Бреста — побывали недавно в городе над Бугом. При этом заявили, что в восторге от прекрасного Дворца правосудия, в котором размещается после капитального ремонта Хозяйственный суд Брестской области. Считают, что и в организации правосудия вы ушли вперед. Но в работе возглавляемого вами суда, как и всякого другого, есть и нерешенные проблемы. Когда мы с вами встречались в прошлый раз, вы завели речь об апелляционной инстанции – слабом, на ваш взгляд, звене в отправлении правосудия, осуществляемого Хозяйственным судом Брестской области. С тех пор прошло несколько месяцев. Удалось ли укрепить это звено?

— Мы наметили и осуществили ряд мероприятий в этом направлении. В последнее время нам удалось существенно перестроить работу апелляционной инстанции хозяйственного суда. В результате наметились отрадные подвижки.

— В чем конкретно это выразилось? Проиллюстрируйте, пожалуйста, сказанное на конкретных примерах и статистических данных.

— Для начала расскажу о производстве дел в хозяйственном суде апелляционной инстанции. За первую половину этого года в нее поступило 120 апелляционных жалоб (за аналогичный период прошлого года — 94) на постановления суда первой инстанции. Рассмотрено по существу 97 жалоб (за аналогичный период прошлого года — 83), в том числе 74 – на решения и 23 – на определения.

Возвращено 18 апелляционных жалоб, в том числе в связи с пропуском пресекательного месячного срока – 5. По трем жалобам до вынесения определения о принятии апелляционной жалобы от лица, подавшего жалобу, поступило заявление о ее возвращении. Четыре жалобы были поданы на судебные постановления, которые не могут быть обжалованы в апелляционном порядке. Кроме того, две апелляционные жалобы возвращены из-за отсутствия документов, подтверждающих направление копии жалобы сторонам по делу. По двум жалобам основанием для возвращения послужило отсутствие документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном порядке и размерах. И еще две жалобы возвращены по нескольким основаниям одновременно.

В суд поступило 10 апелляционных жалоб с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. По двум в восстановлении пропущенного срока судом апелляционной инстанции было отказано (в обоих случаях в связи с пропуском месячного срока подачи апелляционной жалобы, который является пресекательным и восстановлению не подлежит). В остальных случаях ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления суда первой инстанции были удовлетворены. Суд апелляционной инстанции принял во внимание приведенные в жалобах доводы и восстановил пропущенный срок на обжалование судебных постановлений.

За рассматриваемый период производство в суде апелляционной инстанции прекращалось в семи случаях — по причине заключения мирового соглашения, в шести – из-за отказа от иска, в трех — в связи с ходатайством об отказе от апелляционной жалобы, в одном — потому, что апелляционная жалоба была подана неуполномоченным лицом.

— Часто ли и по каким причинам апелляционной инстанции приходится отменять или существенно корректировать постановления суда первой инстанции?

— За полгода отменено (изменено) 19 постановлений суда первой инстанции. Причины этого были такие: заключение мирового соглашения (7), отказ либо частичный отказ от иска (6), неполное выяснение обстоятельств дела, имеющих значение для дела (1), несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела (2), неправильное применение норм материального права (2), нарушение норм процессуального права (1). Примечательно, что в последнее время не допускалось нарушения сроков рассмотрения апелляционных жалоб. Не установлено и случаев принятия разных судебных постановлений по одинаковым делам, что свидетельствует о единообразии судебной практики.

— Свою оценку работы хозяйственного суда каждой области дает Кассационная коллегия ВХС Беларуси. Как она выглядит по отношению к Брестчине?

— Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда за последние полгода рассмотрела 33 жалобы (две из них были принесены только на постановление суда апелляционной инстанции, а 31 – на постановление апелляционной инстанции и решение (определение) суда первой инстанции). Изменены либо отменены 5 постановлений апелляционной инстанции. Как правило, вместе с решением (определением) суда первой инстанции. При этом в одном случае в порядке надзора отменено постановление Кассационной коллегии об отмене постановления апелляционной инстанции и решения суда первой инстанции, и дело было направлено на новое рассмотрение в Кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда.

Основания для отмены постановлений суда апелляционной инстанции и решений (определений) суда первой инстанции были указаны такие. В двух случаях судебными инстанциями не были соблюдены требования процессуального законодательства. В одном — ими допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а те, что были положены в основу судебных постановлений, оказались не подтвержденными достоверными и убедительными доказательствами. Один раз суд не выяснил в полном объеме все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его рассмотрения, а также не дал надлежащей оценки всем представленным доказательствам в совокупности. Также в одном случае судебные инстанции дали неверную оценку обстоятельствам дела. Для сравнения: по итогам одного первого квартала минувшего года Кассационная коллегия ВХС поправляла наш суд чаще, чем сейчас за полугодие…

— А в порядке надзора отмены судебных постановлений были?

— В порядке надзора отменено одно постановление апелляционной инстанции (вместе с постановлением суда первой инстанции, а также постановлением Кассационной коллегии ВХС Беларуси). Основанием для отмены послужило неполное выяснение обстоятельств дела. Кроме того, по одному из дел было отменено постановление Кассационной коллегии, а определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения. Приведенная мной судебная статистика свидетельствует об определенных переменах к лучшему. Думаю, что проведенная нами перестройка работы апелляционной инстанции в ближайшем будущем принесет еще более существенные результаты.

— Для многих как хозяйственных, так и общих судов слабым звеном является исполнение судебных постановлений. А вот отдел исполнения постановлений Хозяйственного суда Брестской области добился по итогам минувшего года самых высоких показателей, а представитель вашего суда Елена Свирида была названа лучшим судебным исполнителем системы хозяйственных судов. Поделитесь опытом: за счет чего достигнут этот успех?

— Не сочтите за громкие слова, но это результат достаточно высокого доверия к суду, свидетельство устойчивого авторитета судебной власти. А эти доверие и авторитет в первую очередь определяют люди, работающие в суде. За примером не надо далеко ходить. Так случилось, что в последнее время отдел исполнения судебных постановлений сразу наполовину обновился: три наших судебных исполнителя ушли в декретный отпуск, еще один перешел на работу в органы государственного контроля. На смену им пришли новые, как правило, неопытные работники. Это привело к тому, что в начале года показатели по исполнению пошли на снижение. Пришлось вмешиваться, добиваться быстрейшей адаптации новых работников. Мы традиционно много работаем с районными и городскими исполнительными комитетами на местах. Когда сидишь в кабинете, то видишь в основном голые цифры. А если регулярно бываешь в командировках, на местах – многое воспринимаешь не так однобоко. Сообща пытаемся найти консенсус в процессе исполнения судебных решений. Субъектам хозяйствования предоставляются рассрочки и отсрочки по исполнительным платежам. Стараемся убедить стороны в целесообразности мирового соглашения даже на этой стадии судебного производства. Все это сказывается на результатах. Так, по взысканным за полгода суммам достигнут показатель, который больше прошлогоднего на 21,8 млрд. рублей. В сравнении с минувшим годом по принудительному пятипроцентному исполнению взыскано на 400 тысяч рублей больше. Сумма, предъявленная к взысканию в этом году, увеличилась на 162 млрд. рублей, а исполненная — возросла на 21,6 миллиарда. Количество возбужденных производств увеличилось на 162, а исполненных — на 779. Взыскано 49,2 млрд. рублей, из них принудительно – 35 миллиардов, т.е. 71 %. Всего же исполнено 3063 производства на сумму 79,9 млрд. рублей.

— Обратил внимание на такую деталь. Вели мы с вами, Сергей Мефодьевич, речь о двух направлениях судебной работы, и при этом вы так или иначе затронули тему посредничества. Почему? К тому подталкивает сама жизнь? Или обязывает роль первопроходца (Хозяйственный суд Брестской области, как известно, первым в стране начал применять процедуры медиации)?

— И то, и другое. Но обязательно — идущее от жизни.

За полгода в хозяйственном суде открыта процедура посредничества по 1749 делам. Рассмотренные дела в порядке посредничества составляют 39 % от общего их количества. По 1819 делам процедура посредничества завершена, из них по 1552 заключены соглашения. А вот по 267 делам стороны к соглашению не пришли, что составляет 14,7 % от числа тех, что рассмотрены в процедуре посредничества.

Об эффективности этой процедуры свидетельствуют статистические данные о выданных судебных приказах, за которыми стороны обращаются в случае неисполнения обязательств, закрепленных в соглашениях об урегулировании спора в порядке посредничества. Так, из 1552 дел, по которым стороны пришли к соглашению, судебный приказ выдавался по 400 делам, что составляет почти 25,8 %.

— С этого места, пожалуйста, поподробнее. Какой субъектный состав таких субъектов хозяйствования? То есть расскажите об ответчиках, которые не исполнили условия соглашения, и по этим делам впоследствии был выдан приказ.

 — К государственной форме собственности относятся 65, к частной – 335, из них 63 являются сельхозпредприятиями. Основные причины незаключения соглашений в процедуре посредничества такие. Во-первых, стороны не смогли договориться по условиям соглашения. Во-вторых, одну из сторон нет возможности разыскать (отключены телефоны, корреспонденция возвращается неврученной, на переговоры никто не явился). В-третьих, в заседании участвует уполномоченный представитель стороны, который ограничен определенными указаниями руководства, органа управления и не имеет возможности хоть сколько изменить позицию стороны.

Основной причиной неисполнения в добровольном порядке условий заключенных соглашений является отсутствие денег у субъектов хозяйствования для своевременного исполнения оговоренных условий. Хотя, как правило, в ходе всех проведенных переговоров посредниками суда акцентировалось внимание сторон на вопросах реалистичности и выполнимости взятых на себя сторонами обязательств.

Судебные приказы в хозяйственном суде по делам, результатом рассмотрения которых явилось заключение сторонами мирового соглашения либо соглашения в процедуре посредничества, выдаются только при обращении с письменным заявлением заинтересованной стороны.

— Что для вас есть неудачная попытка посредничества?

— Практика проведения посреднических процедур показывает, что процессуальная экономия присутствует даже в том случае, когда посредничество не удалось и соглашение не заключено. В ходе проведения этой процедуры уже четко определен предмет и основания иска, собраны все необходимые доказательства по делу, которые по ходатайству стороны приобщаются к материалам дела. Это соответствует правилам проведения процедуры посредничества, разработанным в суде. Переходя к судебному разбирательству, судья без отложения дела выносит решение. Анализ незаключенных соглашений в процедуре посредничества показывает, что практически по всем делам решения выносятся с первого судебного заседания.

— А как объяснить постоянный рост количества дел, приостанавливаемых судом в связи с назначением процедуры посредничества?

— Он обусловлен, в первую очередь, систематичностью проведения различных мероприятий по популяризации института посредничества. Это и семинары-учебы, организованные хозяйственным судом для руководителей, юристов и экономистов субъектов хозяйствования Брестчины; выездные семинары. совещания с участием представителей городских и районных исполкомов для руководителей сельскохозяйственных и промышленных предприятий; участие в заседаниях исполкомов руководства и судей по вопросам целесообразности использования субъектами хозяйствования примирительных процедур при обращении в суд. Специализированные семинары для ведомственных организаций и направление писем-рекомендаций в адрес крупных субъектов хозяйствования для доведения до сведения подотчетных структур преимуществ упрощенных процедур. Правовое воспитание будущих юристов (студентов и учащихся вузов и ссузов) – лекции, разработка программы спецкурса для юридического факультета БрГУ имени А. Пушкина, принятие зачетов по данной тематике. В рамках функционирования координационного центра по оказанию правовой помощи населению и представителям субъектов хозяйствования малых городов проведение обучающих семинаров, а также популяризация упрощенных процедур разрешения экономических споров в ходе проведения судьями выездных приемов представителей субъектов хозяйствования, распространение среди посетителей правил проведения процедуры посредничества, брошюр.

— Не возникает ли серьезных проблем при осуществлении посредничества?

— Посредниками в суде выступают практически все специалисты суда, и именно стороны по делу решают, к кому из посредников следует обратиться для разрешения возникшего спора. Но одного этого, конечно, мало. Следует законодательно прописать многие подходы и нюансы. Законопроект о введении института медиации подготовлен и в ближайшее время, надеемся, будет принят. Он поможет развязать многие узлы, которые тормозят эту процедуру, облегчит работу специалистов, на которых возложена роль посредников.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter