Слабое звено

- Я эти передачи не смотрю сам и детям не даю: берегу психику, - говорят одни.
- Я эти передачи не смотрю сам и детям не даю: берегу психику, - говорят одни.

- Смотрю всегда: здесь не придуманные, а настоящие эмоции, настоящая борьба, когда все приемы хороши, как в жизни, - отвечают другие.

Речь идет о ставших модными передачах так называемого "негативного телевидения". Об "Алчности", "Слабом звене", "За стеклом" сказано уже предостаточно. Но - лишь зрителями да специалистами-психологами. А давайте взглянем на передачу "Слабое звено" глазами ее участника.

Преподаватель немецкого языка из Могилевского государственного педагогического университета Олег Ярощенко никогда не был горячим поклонником телеигр. Но, говорит, в последнее время увлекся Интернетом и однажды в конце "Слабого звена" увидел электронный адрес. Решил написать: имею, мол, желание стать участником, хочу показать, где на просторах бывшего Союза действительно самые сильные "звенья" - постарался, чтобы послание было в агрессивной форме, как сама передача. Через несколько дней из Москвы прислали ответ - заинтересовались. И попросили написать несколько слов о себе, оставить свои координаты.

- Чуть позже со мной связались, сказали, что подхожу, сообщили время записи и рассказали, как добраться до студии, - говорит Олег Ярощенко. - При этом предупредили, что никаких расходов на дорогу, жилье возмещено не будет: хочешь - приезжай, нет возможности - никто не неволит.

Место, куда мне нужно было явиться, оказалось у черта на куличках: сначала надо было добраться на метро до станции "ВДНХ", затем долго ехать на трамвае, после чего еще прогуляться пешком. В результате оказался на бывшем заводе башенных кранов, где оборудовано несколько студий, в которых снимаются "Кто хочет стать миллионером", "Слабое звено" и еще несколько передач. Все игроки были уже в сборе. Нас для начала напоили чаем, дали возможность познакомиться. Потом под руководством пары редакторов началась подготовка. Предупредили, чтобы по два-три человека не расходились - мол, формат передачи предусматривает, чтобы игроки не имели возможности договориться перед игрой. Поэтому даже в туалет или покурить выпускали по одному. А чуть позже, когда начали гримировать, следили, чтобы сначала один вышел из гримерки, и только потом туда пускали другого. Подписал я и договор, в котором обязался больше не принимать участия в других играх, соблюдать правила "Слабого звена". Ряд пунктов из них, кстати, не оглашается во время передачи. Так, например, в интервью, которые берут у каждого игрока, нельзя ничего плохого говорить о ведущей и самой игре, зато о своих "коллегах" - сколько угодно; если я выиграл, но передача по каким-то причинам не вышла в эфир, денежный приз мне не положен. Во время записи настоятельно рекомендовали вести себя дерзко, вызывающе - мол, "негативное телевидение должно быть негативным и вы ему должны соответствовать, в противном случае передачу в эфир не выпустим и результаты аннулируем". С Марией Киселевой за кулисами "Слабого звена" пообщаться не удалось. Поэтому не могу сказать, что олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, а ныне ведущая, и в жизни такая же стерва, как на экране. Чем меньше времени оставалось до начала съемки, тем больше нервничали редакторы. Порой начинали чуть ли не кричать: это не делайте, микрофоны не трогайте. Иначе все сгорит и запись затянется. Хотя так все и получилось - снимали передачу часов пять: то лампы отключались, то начинала запинаться ведущая, то надо было какой-то вопрос перезаписать, то в редакторской никак не могли подсчитать набранные каждым очки...

Перед началом игры все игроки были люди как люди. Но только их поставили в студии, как лица у всех окаменели. Когда смотрел передачу, то обратил внимание, что один я ухмылялся. И чувствовал на себе косые взгляды - то от одного, то от другого: люди хотели определить, кого турнут первым. После окончания первого раунда я написал имя того, кто действительно отвечал плохо. Во втором раунде буквально физически ощутил давление женщины, что стояла справа, - понял, что она пишет мое имя "на вылет". В ответ написал ее. В третьем раунде был уверен на сто процентов, что сейчас выбросят меня. Не ошибся, но особо не переживал. Для меня просто интересно было попробовать что-то новое. Ощущения от игры? Нужно быстро соображать. Когда задали вопрос - сколько граней у куба - начал считать. И сосчитал неправильно. Не смог ответить, какой титул был у де Помпадур, - для меня это имя всегда ассоциировалось со словом "мадам". Но это же не титул! Долго думал и сказал "пас". Но слабым звеном себя все-таки не считаю - были игроки значительно слабее.

Позже в интервью меня спросили, обижаюсь ли я на своих коллег. Ответил, что на таких не обижаются. Затем проанализировал выпады в свой адрес. Одна немолодая дама во время игры укорила меня, что пританцовываю, - значит, нервничаю. Я сказал, что в ее возрасте уже не потанцуешь. Вышло, конечно, не очень вежливо. Но должен был быть агрессивным. В противном случае выглядел бы побежденным.

После игры азарт у меня прошел сразу - стал простым зрителем. Иные же реагируют иначе: одни злорадствуют, когда кто-то вылетает, - мол, так вам и надо, иные болеют за тех, кто продолжает отвечать на вопросы. Лично я какого-то опустошения не почувствовал. Тем более что не надеялся на победу. Единственное, жалею, что привета не дали передать: сказали, что "привет" - это к Якубовичу, у нас же формат другой. А я уже речь для коллег приготовил...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter